Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Аварийная просадка: аэропорты полностью восстановятся не ранее 2023-го


19 мая 2020 года Анна Каледина, Александр Волобуев, Известия


Критическое снижение пассажиропотока не позволяет аэропортам рассчитывать на скорое восстановление своей деятельности. На это потребуется два-три года, показали расчеты Национального рейтингового агентства (НРА). В лучшем случае полностью восстановить перевозки удастся только к началу 2023-го, в худшем — в 2024 году. Некоторые эксперты, опрошенные «Известиями», и вовсе полагают, что возвращения отрасли к прошлогодним результатам можно ожидать только через 10 лет. При этом господдержки в 10 млрд рублей хватит только для закрытия кассового разрыва II квартала 2020-го. Для спасения аэропортов, уверены в НРА, необходимо увеличить финансовую помощь почти вдвое и принять дополнительные меры, которые ускорят выход отрасли из анабиоза.

Шоковое приземление

На прошлой неделе, проводя совещание по поддержке отрасли авиаперевозок, президент Владимир Путин отметил, что в этом сегменте из-за коронавирусной пандемии произошел, пожалуй, самый серьезный спад среди всех видов транспорта. Он напомнил, что на внутренних рейсах пассажиропоток сократился на 88%, на международных почти приостановился, а количество пассажиров в аэропортах снизилось до минимального уровня.

Действительно, указывается в обзоре НРА (есть в распоряжении «Известий»), воздушные гавани наряду с авиакомпаниями и туристической отраслью считаются наиболее пострадавшими от кризиса. Уже в марте многие страны начали закрывать границы, что повлияло на пассажиропоток на международных рейсах, а в конце месяца изолировалась и Россия. В итоге, по оценке НРА, в апреле потери российских аэропортов могут составить 20 млрд рублей, половина которых придется на Московский узел. Шереметьево, оценили аналитики агентства, не досчиталось почти 6,5 млрд, Домодедово — почти 3 млрд, а Внуково — 884 млн рублей.

Пресс-служба аэропорта Домодедово (единственная, которая предметно ответила на запрос «Известий») заявила, что оценка финансовых потерь зависит от сроков возобновления авиасообщения и динамики восстановления пассажиропотока, которые пока трудно прогнозировать.

— Учитывая уровень рентабельности аэропортов — порядка 25% — для безубыточной работы отрасли пассажирский трафик не должен падать более чем на 75%, — пояснил «Известиям» гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. — В апреле аэропорты фактически лишились выручки за месяц, при этом порядка 85% затрат отрасли — это постоянные расходы.

Выход из пике

НРА подготовило два прогнозных сценария ущерба для отрасли от коронавирусной пандемии, а также сроков возвращения к полноценной деятельности компаний. Базовый сценарий предполагает, что внутренние перевозки начнут восстанавливаться в начале лета, а международные — с осени. В соответствии с пессимистическим сценарием закрытие внешних перелетов сохранится до 2021 года, внутрироссийских — до осени. В первом случае, полагают в агентстве, пассажиропоток российских аэропортов в 2020 году упадет на 50%, во втором — до 70%.

Руководитель InfraONE Research Александра Галактионова согласна, что развитие ситуации в аэропортовой отрасли во многом будет зависеть от того, когда снимут режим ограничений в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, на которые приходится более 60% пассажиропотока в стране. Также важно, когда откроют международное авиасообщение.

— По нашей оценке, первое может произойти в июне, а второе — ближе к августу при условии отсутствия повторных вспышек коронавируса. Это позволит сфере воздушных перевозок медленно наращивать выручку. Но в течение ближайших двух-трех кварталов она будет ниже значений прошлых лет, — добавила она.

Как прогнозируют в НРА, операционный убыток аэропортов Москвы за апрель-декабрь 2020 года может составить 18 млрд рублей при реализации базового сценария и 37 млрд рублей — при пессимистическом варианте. Региональные гавани при максимально благоприятном развитии событий даже смогут заработать порядка 1,6 млрд рублей за счет перевозок на курорты, в худшем случае — потерять почти 22,8 млрд рублей. То есть при реализации пессимистического варианта общие потери отрасли аэропортов могут составить 59,8 млрд рублей.

Три года ждут

Базовый сценарий предполагает, что пассажиропоток в 2020 году составит 74 млн человек, пессимистический — 45 млн соответственно. По расчетам агентства, в первом варианте полное восстановление деятельности аэропортов до уровня 2019 года потребует несколько лет, и произойдет это к началу 2023 года. При пессимистическом сценарии — в 2024 году.

Борис Рыбак согласен с оценкой НРА. Но в случае реализации пессимистического сценария, по его мнению, уровня авиаперевозок 2019-го удастся достигнуть только к 2030 году.

В обзоре НРА отмечаются многочисленные сложности, с которыми сталкиваются аэропорты и которые будут мешать восстановлению их деятельности. Так, в значительной части их выручка формируется за счет арендаторов, которые в отсутствие пассажиров покинули воздушные гавани, при этом расходы на содержание площадей сохраняются. Кроме того, возможности компенсировать выпадающие доходы ограничены. Например, тарифы аэропортов регулируются государством, поэтому существенно поднять ценник для перевозчиков они не могут.

«В текущих условиях аэропорты будут вынуждены сокращать персонал, существенная часть которого имеет специфические профессиональные квалификации и навыки. Это приведет к росту напряженности на рынке труда и затруднениям в возобновлении деятельности при восстановлении рынка», — указывается в обзоре НРА.

Борис Рыбак считает, что частично аэропорты будут решать проблему за счет заморозки значительной части инвестпрограмм. С ним согласна и Александра Галактионова, которая также считает, что с учетом полученных убытков аэропорты будут вынуждены частично пересмотреть свои капитальные вложения.

— Вероятнее всего, будут реализованы проекты, по которым работы уже начались (например, реконструкция ВПП в Шереметьево, строительство терминала в Кемерово и другие) или находятся на начальной стадии (проектирование нового аэровокзала в Краснодаре), — добавила она.

Как подчеркивается в обзоре, аэропортовая деятельность — капиталоемкий бизнес. «Ряд аэропортов привлекал заемное финансирование для реализации программ расширения терминальных мощностей, обновления техники. Часто заимствования привлекались в иностранной валюте», — говорится в материалах НРА. Например, свыше 80% долга Шереметьево на конец 2019 года номинировано в долларах, у Домодедово — 69%. Что в связи с ослаблением рубля привело к удорожанию заимствований.

Только процентные расходы на обслуживание долга в отрасли составляют 5 млрд рублей в месяц ежемесячно. По мнению аналитиков, у части аэропортов могут возникнуть сложности с погашением кредитов и рефинансированием в связи с высокой долговой нагрузкой. В этом смысле остается уповать только на государство.

Временные меры

На данный момент аэропортам предполагается поддержка в размере 10 млрд рублей до июля. Соответствующее правительственное постановление, сообщил глава Минтранса Евгений Дитрих, должно быть принято до конца мая. В дальнейшем, как отмечалось на совещании у президента, авиаотрасль, возможно, потребует дополнительной помощи в размере 30 млрд рублей. Но вопрос этот будет решаться позже — с учетом результатов деятельности в мае-июне и исходя из возможностей бюджета, сообщил министр транспорта.

По мнению аналитиков НРА, 10 млрд рублей хватит только для покрытия кассового разрыва аэропортов за один месяц. По оценкам агентства, отрасль во II квартале текущего года нуждается в привлечении финансирования в размере 7 млрд рублей ежемесячно. Кроме того, полагает один из авторов обзора, руководитель рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин, нужны и новые меры непрямой финансовой поддержки. Например, обнуление ставки НДС на внутренних рейсах с Москвой в качестве пункта отправления или назначения. По его мнению, это важно для поддержания спроса на билеты на фоне снижения доходов населения, а также новых правил рассадки в самолете.

Кроме того, считают в НРА, необходимо установить льготы по платежам государству за аренду аэродромной инфраструктуры, а также по платежам за коммунальные и аэронавигационные услуги, субсидирование процентных ставок по привлеченным на инвестпрограммы заемным средствам. Меры, приведенные в отчете, могут поддержать отрасль в непростой период беспрецедентного ограничения полетов, сообщила «Известиям» пресс-служба аэропорта Домодедово.

С похожим предложением в правительство уже обращались представители отрасли. Как писали «Известия», Международная ассоциация аэропортов (МАА) предлагала, в частности, освободить аэропорты от уплаты аренды за использование федерального имущества аэродромов, предоставить отсрочку по уплате налогов и страховых взносов, а также предусмотреть финансирование затрат на сохранение персонала. Кроме того, ассоциация просила о полном или частичном покрытии затрат перевозчиков на аэропортовые услуги и топливо за счет госсубсидий.

Пресс-служба Минтранса не ответила, будут ли разрабатываться в ближайшее время новые меры поддержки аэропортной отрасли, адресовав «Известия» к уже опубликованным материалам.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer