Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Су-34 — невероятно боеспособный "воздушный утенок"


18 мая 2020 года Ван Линь, Вэй Фули, Ся Хао, Хуаньцю шибао (Китай)


За что российский Су-34, прозванный «утенком», считают лучшим истребителем-бомбардировщиком? Этот самолет успешно применялся в сирийской боевой операции, а зарубежные специалисты неоднократно отмечали его высокий потенциал.

После того как Турция заключила с Россией соглашение о прекращении огня в сирийской провинции Идлиб, напряженная ситуация в этой стране смягчилась, а в турецком небе перестали появляться многочисленные боевые самолеты.

До подписания соглашения все участники конфликта, ведущие военные действия на сирийской земле и в воздухе, серьезно осложняли Сирийский вопрос. Немало затруднений принесло участие истребителя-бомбардировщика Су-34 и истребителя F-16.

Какой же «козырь» позволил истребителю-бомбардировщику, прозванному «утенком», вырваться на передовую? Сможет ли он спустя 20 лет «подготовки» стать для российской армии воздушным средством поражения наземных целей? Давайте разберемся.

Точное определение

«Профессиональный штурмовик», обладающий гибкостью и силой

При нейтрализации нескольких локальных конфликтов в 80-х годах прошлого века совершенствовалось высокоточное управляемое оружие, существенно изменившее стиль ведения войны в воздухе. Более быстрые истребители-бомбардировщики, способные эффективнее прорываться к цели, стали выполнять все больше боевых задач. Основной боевой силой российских ВВС в то время все еще были Су-24. Они находились на вооружении уже более 10 лет и слегка отставали в своем развитии от изменившегося боевого пространства, у них начинали выявлять всевозможные недостатки.

В 1986 году в Опытно-конструкторском бюро П. О. Сухого начались работы по созданию нового истребителя-бомбардировщика, который к середине 90-х годов должен был заменить Су-24 при выполнении задач по атаке тактических целей, расположенных в глубине территорий противника. Однако вскоре вместо создания нового истребителя-бомбардировщика в ОКБ Сухого было решено оптимизировать и модернизировать уже имеющийся самолет.

За «шаблон» было решено взять передовой по тем временам истребитель Су-27. Благодаря быстрой передачи эстафеты, у Су-34 еще до его появления оказалась прекрасная «база», по этой же причине его вскоре переименовали в Су-27ИБ.

В 1990 году, спустя почти четыре года, новый истребитель-бомбардировщик впервые поднялся в небо. Но когда в воздухе повеяло распадом СССР, процесс разработки Су-34 начал тормозить из-за свалившихся на него трудностей в виде неустойчивости ситуации и нехватки средств. К началу XXI века ОКБ Сухого выпустило лишь несколько испытательных моделей. На вооружение ВВС России Су-34 поступил лишь в 2007 году.

Су-34 обладает выдающейся маневренностью, стреловидными крыльями, двумя моторами и двухкилевым вертикальным оперением, так как перенял конструкторские решения, присущие Су-27. В передней части самолета располагается подвижное горизонтальное оперение, улучшились его аэродинамические характеристики, также, как и Су-27, он способен выполнить фигуру высшего пилотажа «Кобра». И все же Су-34 считается истребителем-бомбардировщиком, от Су-27 его выгодно отличает возможность «наносить удар по земле с воздуха» и «огромная мощь». Эти характеристики обеспечили «своеобразие» Су-34: в основном он наносит удары по неподвижным объектам, представляющим высокую ценность, таким, как военные аэродромы, узлы связи и командные центры, расположенные в глубине вражеской территории.

Стандартная бомбовая нагрузка Су-34 составляет 8 тонн, таким образом его можно смело назвать мобильным «арсеналом авиационного вооружения». Помимо одной 30-мм авиационной пушки, на борту истребителя можно расположить 12 образцов вооружения, при помощи которых он осуществляет удары, в том числе ракеты для поражения наземных и надводных целей, а также управляемые и кассетные авиабомбы. В целях самообороны на борту Су-34 могут находиться ракеты класса «воздух-воздух» ближней и средней дальности. При необходимости к истребителю можно также подвесить авиационные крылатые ракеты и ядерные бомбы. Благодаря мощной системе вооружения, Су-34 стал «профессиональным штурмовиком».

Для того чтобы потрясать своим «тяжелым кулаком», Су-34 оснащен двумя турбовентиляторными двигателями с форсажными камерами, обладающими очень большой тягой. На уровне моря самолет способен развивать скорость, равную 1,2 Маха. Су-34 также отличается дальностью полета: горючего из его собственных баков может хватить на 40 тысяч километров. При наличии подвесных топливных баков или дозаправки в воздухе, Су-34 способен пролететь всю Россию всего за несколько часов.

Исключительные возможности атаки наземных целей

«Точное оружие», способное совершить налет на крошечный объект

В ОКБ Сухого приложили все усилия, чтобы улучшить разрушительную силу Су-34 при атаке наземных целей. Так, например, самая узнаваемая часть самолета — его нос, напоминающий по форме «утиный клюв» — это настоящий конструкторский шедевр. Приплюснутая передняя часть не только придет оригинальность внешнему облику истребителя, но также дает немалые преимущества.

Подобно тому, как клюв настоящих уток наполнен нервными окончаниями, «утиный нос» Су-34 оснащен бортовой РЛС. Пространство внутри приплюснутой передней части самолета позволяет помещать туда более эффективную многофункциональную РЛС большего диаметра, обладающую функцией огибания рельефа и гарантирующую нанесение удара по цели при особых погодных условиях.

Благодаря «утиному клюву» в кабине стало больше места. В отличие от других истребителей того же типа, кресла пилотов в Су-34 располагаются не друг за другом, а в ряд, как в пассажирском самолете или стратегическом бомбардировщике. Это способствует эффективному взаимодействию между пилотами и более широкому углу обзора. Просторная кабина даже позволяет пилотам встать, чтобы размять ноги, или удалиться в глубину салона для небольшого отдыха. Чтобы сделать длительные перелеты более комфортными, под креслами летчиков были установлены биотуалеты.

Повышение уровня самозащиты представляет особую важность для истребителя, специализирующегося на преодолении ПВО на низкой и сверхнизкой высоте. Прочная конструкция фюзеляжа Су-34 и системное резервирование повышает живучесть истребителя на поле боя. Кабина укреплена при помощи бронированной оболочки из титанового сплава. Пилоты как будто находятся в «железной ванне», бронированная перегородка защищает пилотов и аппаратуру от огня из зенитного пулемета, малокалиберного зенитного орудия и осколков управляемых ракет. Сообщается, что для наблюдения за вражескими самолетами, способными нанести удар с тыла, и точной ответной реакции, в хвостовой балке установлен радар заднего обзора.

Таким образом за последние годы российская сторона модернизировала авиационную электронику, систему управления огнем, РЭБ, подвесное и модульное разведывательное оборудование Су-34, значительно увеличив его живучесть, маневренность и боеспособность.

По этой причине после своего появления Су-34 неплохо проявил себя на полях сражений. Тень Су-34 была видна везде: от российско-грузинского конфликта в 2008 году, до борьбы с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ. — прим. ред) в 2015 году, а также во время недавних авиационных столкновений на турецко-сирийской границе. В начале марта в Сирии при помощи противорадиолокационных ракет Су-34 уничтожил часть вражеских РЛС дальнего обнаружения.

Дальнейшие перспективы

Истребитель-бомбардировщик столкнулся с «вопросом времени»

Су-34 приняли на вооружение в начале XXI века, по сравнению с разработанными в то же время истребителями четвертого поколения, он обладает одним врожденным дефектом: самолет не обладает стелс-характеристиками. Начиная с войны в Персидском заливе, первостепенная задача по «выбиванию дверей» ложится на плечи самолетов-невидимок. Появление тактики «нанесения прицельного удара за пределами обороняемого района», значительно урезало возможности истребителей, преодолевающих зону ПВО на предельно малых высотах. В связи с этим, у многих, вероятно, возник вопрос, не устарел ли истребитель-бомбардировщик в эпоху повышающейся информатизации военных действий? Не столкнется ли Су-34 с риском быть отбракованным?

Учитывая современное положение дел, истребители-бомбардировщики еще рано отправлять «на пенсию». Если система ПВО противника окажется слабой, то большая дальность полета и бомбовая нагрузка Су-34 будут как раз кстати, так как данный самолет способен совершать атаку из длительного бреющего полета. Это видно по реальным боевым достижениям, полученным после принятия на вооружение Су-34.

И все же без стелс-характеристик, опираясь на одну лишь способность преодолевать противовоздушную оборону на предельно малой высоте, далеко не уедешь. Тактика преодоления зоны ПВО на сверхнизкой высоте все еще имеет практическое боевое значение, однако быстрое развитие и совершенствование радаров и систем ПВО, неизбежно сократят ее боевую эффективность. В настоящее время некоторые страны уже оснастили свои самолеты дальнего радиолокационного обнаружения современными РЛС с фазированной решеткой, что позволило им эффективно фильтровать или подавлять ответные помехи, исходящие с моря или суши, и отыскивать летательные аппараты, пользующиеся сложностями рельефа для прорыва ПВО на предельно малых высотах. Кроме того, осуществление поиска и преследования при помощи радаров и электронно-оптической аппаратуры, увеличение мощи системы защиты на низких высотах, принятие на вооружение и применение переносных зенитно-ракетных и ракетно-артиллерийских комплекс комплексов, а также появление и совершенствование зенитного оружия направленного действия, сокращает возможности истребителей, специализирующихся на преодолении ПВО на сверхмалой высоте и даже ставит под угрозу их существование.

В настоящее время вооружение и военная техника становятся все более и более «профессиональными» и «универсальными». В будущих войнах задачи по бомбардировке будут выполнять пилотируемые или беспилотные бомбардировщики с улучшенными стелс-характеристиками, а с задачами по атаке наземных и надводных целей будут справляться средние и тяжелые многоцелевые истребители. Все это осложняет будущее «узкоспециализированного» Су-34.

Безусловно, несмотря на изменения формы войны, применение найдется для любого оружия или тактики. Для создания полноценной структуры боевых действий их положительные стороны будут выставляться напоказ, а отрицательные — скрываться. Су-34 удастся сыграть роль «воздушного грузовика для бомб», а другим образцам вооружения и военной техники также найти свое уникальное предназначение.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer