Российским авиакомпаниям окажут поддержку. Об этом Владимир Путин заявил 13 мая на совещании по авиаотрасли. Между тем положение дел у перевозчиков все печальнее: кто-то берет кредиты на выплату зарплат, кто-то вынужден возобновлять полеты.
О том, что авиакомпаниям пора давать деньги, в правительстве заявили еще месяц назад. Тогда прозвучала цифра в 23 млрд рублей прямых субсидий. Но теперь гражданской авиации готовят новый пакет мер господдержки. Владимир Путин даже выделил авиасферу особо, отметив, что она из-за ограничений пострадала больше остальных.
Кроме решения о прямых выплатах приняли и другие предложения. Во-первых, запускается программа лизинговой поддержки. В этом и следующем году лизинговым компаниям дадут госгарантии и субсидии, что позволит выпустить 59 гражданских самолетов.
Во-вторых, закупят авиатехнику для нацпроектов раньше срока, хотят загрузить заводы уже сейчас. А там планировался в том числе выпуск 66 санитарных вертолетов. В-третьих, подумают над расширением субсидирования перевозок в регионах.
Впрочем, озвученные меры пока выглядят явно недостаточными, а суммы в 23 млрд и 11 млрд рублей и вовсе смехотворны, говорят эксперты. Их едва хватит, чтобы покрыть лизинг, и вообще, вливать деньги сейчас можно сколько угодно. Главное — возобновить полеты, иначе все будет впустую, уверен генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев.
«Можно дать деньги, например, авиакомпаниям, но эти деньги моментально уйдут на покрытие аренды воздушных судов. Где-то, по крайней мере, 80% находится в лизинге, это иностранные воздушные суда, ну и на поддержание летного состава. Вот эти 11 млрд рублей — это просто мизерные деньги абсолютно. Нужно помогать аэропортам среднего звена, не крупным нашим монстрам, а региональным и местным воздушным линиям. Там люди просто погибают».
Во время простоя, чтобы оставаться на плаву, российские авиакомпании действуют по-разному. Например, холдинг S7 Group получил льготный кредит на 600 млн рублей в банке ВТБ. По информации «Ведомостей», это первый кредит, выданный российской авиакомпании в период пандемии. Деньги пойдут на выплаты зарплаты сотрудникам авиакомпании «Сибирь», крупнейшей в холдинге.
Лоукостер «Победа» объявил, что возобновляет программу полетов с 1 июня, а с 14-го числа начинает продажу билетов. С началом лета Azur Air будет летать из Москвы и регионов в Сочи. О раскладах для российских авиакомпаний рассуждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
«Мы пока еще не знаем, в какой ситуации реально отрасль может оказаться через месяц-два, а уж тем более что будет с нашей с вами платежеспособностью, будем ли мы летать и будут ли у авиакомпаний пассажиры. Согласно предложенному Минтрансом механизму из расчета 365 рублей за потерянного пассажира, это означает, что за февраль и март авиакомпании смогут претендовать примерно на миллиард рублей, все вместе авиакомпании в совокупности из этих 23 с половиной. После завершения карантина, эпидемии мировая экономика резко схлопнется, сократится, и экономика России сократится, мы станем летать значительно меньше, а значит, у нас будет переизбыток авиакомпаний, переизбыток самолетов, и куда-то это все надо будет девать».
О том, что пора бы восстанавливать авиасообщение, заговорили и за рубежом. Авиакомпания Emirates собирается частично возобновить полеты уже через неделю, начнет с рейсов в девять городов. Правда, пассажиры будут обязаны сдавать тесты на COVID-19.
Корпорация Boeing отчиталась, что заказы на новые лайнеры впервые за семь лет оказались меньше пяти тысяч штук, и рассчитывает, что авиаотрасль США оправится от потрясений за три года.