После окончания вывоза российских туристов из-за рубежа объем международной перевозки в России упадет до нуля. Рейсы по стране пока не запрещаются, но из-за введенного во всех регионах ограничений на передвижение людей (самоизоляция), практически нет спроса и на внутреннюю авиаперевозку.
Российские авиакомпания отменяют рейсы на маловостребованных и невостребованных маршрутах по России.
Так, авиакомпания «Россия» ранее сообщила о временном сокращении программы полетов по ряду дальневосточных направлений. В период с 3 апреля по 1 мая перевозчик приостанавливает выполнение рейсов из Москвы в Хабаровск, Южно-Сахалинск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский.
«Аэрофлот» сократил частоту полетов на внутренних линиях. Пока анонсировано сокращение на период с 4 по 10 апреля 2020 г.
«Изменения связаны с падением спроса на внутренние авиаперевозки вследствие принятых ограничений на передвижения», - пояснили в авиакомпании. Сокращение коснулось фактически всех внутренних направлений перевозчика. Например, количество рейсов из Москвы в Петербург сократилось в 2 раза (со 140 до 70 в неделю), в Сочи – с 77 до 32-х, в Симферополь – с 42 до 25-ти в неделю.
В авиакомпании S7 Airlines «Вестнику АТОР» сообщили, что перевозчик «проводит плановую корректировку расписания полетов в соответствии с актуальным пассажиропотоком». В большинстве случаев речь идет об изменении частотности, в некоторых – более позднее начало полетов в летнем расписании.
Авиакомпания «Победа» полностью приостановила все полеты в апреле и мае 2020 г., включая внутренние рейсы. Часть пилотов, бортпроводников, отправлены в оплачиваемые отпуска, другие находятся в простое. Всего в «Победе» работают примерно 1000 человек.
Авиакомпания Nordwind с этой недели будет летать только из Москвы, сократив перевозку из регионов.
ПАДЕНИЕ ТРАФИКА НА ВНУТРЕННИХ ЛИНИЯХ МОЖЕТ СОСТАВИТЬ ОТ 70 ДО 90%
Опрошенные «Вестником АТОР» эксперты считают, что тенденция сокращения рейсов внутри России только продолжится.
«Если в марте сокращение на внутренних направлениях составляло 20-30% от аналогичного периода прошлого года, то в первой декаде мы можем увидеть снижение объема внутренней перевозки не менее, чем на 70%», - говорит один из экспертов авиаотрасли, пожелавший остаться неназванным.
Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.Ru, не исключает и более пессимистичный сценарий. «Будет неплохо, если мы увидим сокращение на 70%. Но если смотреть на опыт других стран, то падение может достигнуть 90%», - говорит эксперт.
Он напомнил, что многие пассажиры пользуются внутренними рейсами для того, чтобы затем вылететь за границу из крупных городов России.
«Около 80% всей авиаперевозки в России завязано на Москве. Сейчас международных рейсов нет, а это уже означает автоматическое падение спроса на внутреннюю перевозку», - поясняет Роман Гусаров.
КОГДА ВСЁ ВОССТАНОВИТСЯ?
На данный момент эксперты не видят предпосылок для улучшения ситуации – меры по нераспространению коронавируса в России только ужесточаются. Россиянам рекомендовано не покидать свои дома без веской на то причины. В Москве и регионах растет количество зараженных COVID-19.
Из-за временного сокращения мобильности населения авиакомпании России, как, впрочем, и многих других стран, терпят колоссальные убытки. Лизинговые платежи за самолеты рассчитываются в валюте, а это, учитывая обвал курса рубля, еще более серьезный удар по бюджетам авиакомпаний.
«К слову, сложнее здесь приходится перевозчикам с многочисленным и более новым флотом (лизинговые платежи за новые самолеты выше)», - отмечает Роман Гусаров.
Многие авиакомпании принимают решение о консервации деятельности, самолеты ставятся на бетон. Авиакомпаниям необходимо решать вопрос и с персоналом. Так, например, «Аэрофлот» еще в середине марта предложил многим сотрудникам уйти в отпуска. В этой авиакомпании работает более 30 тыс. сотрудников.
«Восстанавливаться всё будет очень долго. С того момента, как будет зафиксирован последний заболевший, должно пройти время карантина. Если к началу июня мы победим коронавирус, то начнется восстановление и подъем сегмента авиаперевозки. Скорее всего, сначала будут разрешены только рейсы по России. Первыми откроются российские курорты, где может быть и аншлаг», - рассуждает Роман Гусаров.
При таком оптимистичном сценарии туристов на российские курорты в этом году может хватить, чтобы более-менее заполнить имеющуюся инфраструктуру. Однако нельзя забывать о том, что начнут проявляться макроэкономические проблемы: многие россияне остались и останутся без работы, коронавирус и связанные с ним ограничения нанесли колоссальный урон многим отраслям экономики.
«Количество путешественников станет меньше, мы «откатимся» на несколько лет назад. Авиакомпании продолжат генерировать убытки, т.к. имеющийся штат персонала и количество самолетов рассчитано на большой пассажиропоток. При этом сценарии авиакомпании выйдут на уровень до коронавируса только к лету 2021 г. Без финансовой поддержки авиаотрасли не выжить», - резюмирует эксперт.