Атака дронов
Как сообщили «Известиям» источники, знакомые с ситуацией в Ливии, турецкие ударные беспилотники Bayraktar TB2 активизировали боевую работу. Количество их вылетов заметно возросло. Они наносят удары по расположениям войск Халифы Хафтара на передовой, а также по его тыловым базам и аэродромам.
В понедельник, 6 апреля, ПНС заявило, что ударом дрона удалось уничтожить в аэропорту прифронтового города Тархуна грузовой самолет, который перевозил вооружение и боеприпасы для ЛНА.
По версии официального представителя ЛНА Ахмеда аль-Мисмари, транспорт также доставлял в полевой госпиталь медикаменты, необходимые для борьбы с коронавирусом. Тип воздушного судна и его принадлежность не уточняются. По разным данным, речь идет либо об Ан-12, либо о меньшем по размеру Ан-32.
Большинство сообщений об успешных атаках беспилотников в последние дни приходят из района города Бени-Валид. В ночь на воскресенье ударом БЛА там сожгли трейлер, который перевозил один из танков войск Хафтара. Уничтожено также было несколько принадлежавших ЛНА автоцистерн с нефтью.
Турция стремится переломить ситуацию, используя технологические возможности, которыми располагает, отметил военный эксперт Владислав Шурыгин.
— Однако эффективность БЛА, судя по тому, что мы видим, достаточно спорная, — сообщил эксперт. — Сами возможности беспилотников ограничены. Хотя их применение и оказывает определенный психологический эффект. Для, скажем так, арабского типа солдат постоянное барражирование над головой аппаратов противника довольно болезненно.
Использование такого количества дронов демонстрирует слабость противовоздушной обороны Хафтара, отметил эксперт. В противном случае у его противников были бы большие потери летательных аппаратов.
На днях ЛНА заявила о том, что сбила за последний год 23 беспилотника турецкого производства. Однако фотографиями подтверждено уничтожение лишь десяти Bayraktar.
Ставка на дроны
Гражданская война в Ливии стала первым конфликтом, в котором обе стороны используют современные ударные дроны. Объединенные Арабские Эмираты снабдили армию Хафтара китайскими Wing Loong («Птеродактиль»).
Турция передала своему союзнику в Триполи не менее двух десятков ударных Bayraktar TB2 собственной разработки. Пока не отмечено применение более мощных Anka-S, управляющихся через спутник и имеющих увеличенные дальность и продолжительность полета.
По данным производителя, турецкий дрон при весе в 630 кг может поднимать 55 кг боеприпасов. Его максимальная высота полета — 7 км. Он способен развивать скорость до 130 км/ч. Радиус действия БЛА ограничен прямой радиовидимостью и не превышает 150 км.
В качестве основного вооружения в арсенале Bayraktar TB2 корректируемые бомбы MAM-C и MAM-L с наведением по лазерному лучу. Они весят всего 8 и 23 кг соответственно, и их боевая часть позволяет эффективно поражать автомашины и легкую бронетехнику. Но как отмечают эксперты, для надежного уничтожения хорошо бронированных целей и зданий мощности таких боеприпасов недостаточно.
Ранее СМИ сообщали, что БЛА фельдмаршала Хафтара удалось уничтожить несколько Bayraktar в ходе атак на авиабазу Митига под Триполи.
Помощи недостаточно
Турция в декабре прошлого года заняла более решительную позицию по поддержке правительства Сараджа. По сообщению региональных СМИ, Анкара набрала из сирийских боевиков экспедиционный корпус численностью в 2 тыс. человек и перебросила его в Ливию, а также снабдила подразделение бронетехникой и вооружениями. На авиабазе Митига кроме беспилотников были размещены ЗРК средней дальности Hawk.
В этом году появились свидетельства о развертывании турецких беспилотников кроме столицы еще и на аэродроме города Мисурата. Дронами пытаются сдержать наступление армии Хафтара на второй по величине город, который всё еще контролирует ПНС.
Тем не менее переломить ход войны не удается. Уже в нынешнем году базирующееся в Триполи ПНС потеряло стратегически важный портовый город Сирт. ЛНА продвигается дальше к Мисурате и уже ведет боевые действия на его окраинах.
Анкаре приходится всё активнее вмешиваться в конфликт. На прошлой неделе ее фрегат, патрулирующий у берегов Ливии, применил дальнобойный ЗРК, чтобы сбить один из ударных беспилотников войск Халифы Хафтара и защитить союзников от налетов авиации ЛНА. Это стало первым прямым вмешательством турецких ВМС в ливийский конфликт.
— Как говорят арабы, «у белых длинные языки, а у нас длинная память». То, что делал Эрдоган в Ливии, запомнят надолго. Перспектив в регионе у него не будет никаких. Положение Турции ослабнет и на других направлениях. Сейчас она схлестнулась с Ираном, и это грозит им большими неприятностями, — заявил «Известиям» вице-президент Академии геополитических проблем, полковник Владимир Анохин.
В зависимости от ситуации в Триполи возможны и более радикальные действия Анкары. Вплоть до передислокации большого количества военной силы, считает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. По словам эксперта, поражение ПНС было бы ударом и по престижу Турции, и по амбициозным планам ее лидера. В Ливии Эрдоган будет действовать достаточно решительно, чтобы не допустить своего поражения.
Наступление сил ЛНА на Триполи началось год назад. Хотя войскам Халифы Хафтара взять город не удалось, они отбили у ПНС несколько важных населенных пунктов, в том числе порт Сирт.