Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Наблюдательным полетам портят воздух


27 апреля 2020 года Елена Черненко, Галина Дудина, КоммерсантЪ


Как стало известно “Ъ”, США представили России свои претензии по Договору по открытому небу в письменном виде. Документ был передан российской делегации еще в январе в ходе двусторонних переговоров в Вене. В Москве его сочли «безапелляционным». Замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил “Ъ”, что «это США нарушают договор и ведут дело к выходу из него, а не Россия». Между тем ряд стран—союзников США также обвиняют Россию в несоблюдении этого многостороннего соглашения.

На минувшей неделе глава МИД РФ Сергей Лавров сказал, что, судя по поступающим из Вашингтона сигналам, власти США близки к объявлению о выходе из Договора по открытому небу (ДОН). Это многостороннее соглашение, участницей которого является и Россия, позволяет 34 странам осуществлять разведывательные полеты над территорией друг друга с целью укрепления доверия.

Ранее о том, что США готовятся выйти из ДОН, сообщали западные СМИ со ссылкой на американских конгрессменов и источники в госструктурах США. Официально же представители Пентагона и Госдепартамента на вопросы о возможном выходе из ДОН отвечают уклончиво. Сергей Лавров же впервые подтвердил, что в Москве склонны верить тем экспертам, кто считает, что «решение в Вашингтоне уже принято». «Полагаем, что в этих оценках есть существенная доля правды. Мы делаем примерно такие же выводы, исходя из наших контактов с американцами, другими членами НАТО и ДОН»,— сказал он.

“Ъ” выяснил, какие последние контакты с США по этому вопросу имели место.

Тема ДОН, в частности, поднималась США в ходе январских консультаций по вопросам стратегической стабильности на уровне исполняющего обязанности старшего замгоссекретаря Кристофера Форда и замглавы МИД РФ Сергея Рябкова в Вене. Источник, близкий к Госдепу, сообщил: «В ходе переговоров российской делегации был передан письменный список претензий Вашингтона к Москве в рамках ДОН. Жалобы были оформлены в виде так называемого non-paper, неофициального изложения позиции стороны».

Сергей Рябков подтвердил “Ъ” получение такой бумаги. «Действительно, мы такой документ с претензиями в наш адрес получили в январе, когда в Вене проводилась встреча»,— сказал он. По словам господина Рябкова, через несколько дней после этого американская делегация на заседании Консультативной комиссии по открытому небу на площадке ОБСЕ изложила те же пункты. «Мы получаем от американцев на регулярной основе их видение того, что происходит с выполнением ДОН»,— уточнил замглавы МИД РФ.

Как уже сообщал “Ъ”, с момента вступления ДОН в силу в 2002 году Вашингтон выдвигал различные претензии к Москве. Большую их часть удавалось урегулировать, но два вопроса остаются в повестке уже несколько лет: об ограничении полетов над Калининградской областью и о запрете полетов близ границы с Абхазией и Южной Осетией. При этом в последнее время по обоим пунктам наметился прогресс, однако у США появилась новая претензия — о запрете выполнения части уже согласованного плана американо-канадской миссии в сентябре в ходе учений «Центр-2019» (подробнее см. “Ъ” от 8 апреля).

По словам Сергея Рябкова, американский non-paper был выдержан в «безапелляционном» духе. Ответ на претензии Вашингтона Москва дала сразу.

С российской стороны были даны подробнейшие ответы по всем американским претензиям и высказана наша позиция, включая целый ряд аспектов, по которым мы видим несоблюдение со стороны США требований ДОН»,— сказал он.

На этой неделе на сайте МИДа был опубликован подробный комментарий, из которого следует, что Россия обвиняет США сразу в пяти нарушениях договора. Во-первых, США, как сказано на сайте министерства, в 2016 году не обеспечили безопасное прибытие российского самолета Ан-30Б в пункт въезда/выезда, отказавшись предоставить необходимое количество промежуточных аэродромов. «До настоящего времени их позиция не изменилась. Это является нарушением ДОН со стороны США»,— отметили в МИДе.

Во-вторых, в 2017 году были отменены остановки для отдыха экипажей самолетов наблюдения в ночное время суток на аэродромах заправки Робинс и Элсворт. Это, по мнению Москвы, нарушает права наблюдающей стороны по выполнению полетов на максимальную дальность с учетом норм предельных нагрузок на экипаж, что напрямую затрагивает аспект безопасности полетов.

В-третьих, США установили максимальную дальность полетов над территорией Гавайских островов с аэродрома дозаправки Хикам. «Вместе с тем, согласно ДОН, максимальная дальность полетов устанавливается только с аэродромов открытого неба и рассчитывается по имеющимся правилам. Установленное США, вопреки положениям ДОН, ограничение дальности полетов в 900 км в любом случае не соответствует договору, так как при правильном расчете эта дальность должна быть не менее 1160 км»,— сказано в комментарии МИДа.

В-четвертых, США установили ограничения для наблюдательных полетов над территорией Алеутских островов, согласно которым самолет наблюдающей стороны всегда должен оставаться в пределах внешней границы прилегающей зоны, простирающейся на 24 морские мили от побережья. Это ограничение, не предусмотренное договором, по мнению Москвы, значительно снижает эффективность наблюдательных полетов.

Ну и в-пятых, США, как сказано на сайте российского МИДа, в ходе миссий над их территорией устанавливают ограничение по высоте полета самолета наблюдения, не предусмотренное ДОН и противоречащее нормам ИКАО, рекомендующим в целях обеспечения полетов военных самолетов выделять безопасное воздушное пространство.

Сергей Рябков считает, что проблемы договора связаны с неконструктивной позицией США. «Проблема в том, что американцы не хотят договариваться,— сказал он “Ъ”.— Как и по всем другим спорным вопросам, они просто диктуют свою позицию как не подлежащую никаким корректировкам и требуют, чтобы мы просто с ней соглашались. Но это невозможно в силу того, что у нас противоположный взгляд на происходящее». Замглавы МИД РФ настаивает: «Именно они являются нарушителями договора, а не мы. Именно они ведут дело к выходу из договора, а не мы».

Между тем претензии к России по ДОН есть и у ряда других западных членов договора.

Так, в МИД Польши “Ъ” заявили, что Варшава «сожалеет о том, что Москва продолжает не соблюдать договор», в том числе оставляя в силе ограничения по Калининграду и Абхазии с Южной Осетией. В польском внешнеполитическом ведомстве уточнили, что также неоднократно поднимали эти вопросы в контактах с российской стороной. О призывах к России «обеспечить полное соблюдение всех положений договора» сообщили “Ъ” и в МИД Великобритании.

В то же время и в Лондоне, и в Варшаве уточнили, что не ставят целесообразность существования самого договора под сомнение. «Он помогает развивать взаимопонимание и укреплять доверие между странами через транспарентность в военной сфере»,— сказали в британском МИДе. «Договор по открытому небу остается одним из важнейших элементов архитектуры безопасности в зоне ОБСЕ. Мы придаем ему большое значение»,— подчеркнули и польские дипломаты.

Посол США в РФ Джон Салливан, отвечая на вопрос “Ъ” о ДОН, в ходе онлайн-брифинга о важности договора говорить не стал. В то же время он заявил: «В свете нарушений договора со стороны России мы сейчас рассматриваем выгоды и издержки нашего в нем участия».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer