- За март - апрель Air Astana планировала осуществить более чем 7300 рейсов, но было отменено более чем 67%. Аналогичная ситуация по Qazaq Air, где авиакомпания планировала более 1520 рейсов, но отменила более 70% всех рейсов. Вследствие этого компании ожидают снижения доходов за весь год. Если говорить плановыми показателями, то по Air Astana мы ожидаем падение доходов на 140 млрд тенге, или на 33%. В случае с Qazaq Air падение составит 44% от плановых показателей. Я говорю об оптимистичном сценарии, если авиакомпании смогут начать полетную деятельность с 15 мая текущего года, - отметил Алпысбаев.
При этом, подчеркнул он, «авиакомпании в течение этого периода активно работают над оптимизацией в первую очередь затрат, которые направлены на повышение ликвидности компаний». Самими компаниями успешно проведена работа с лизингодателями, пересмотрены лизинговые платежи, сроки поставки валютных судов, нивелированы валютные риски. Однако лишь этой работы и уже принятых правительством мер недостаточно. Представитель «Самрук-Казына» сообщил, что правительственной комиссии по модернизации экономики были представлены предложения по поддержанию отрасли. Они таковы:
- Мы просили правительство рассмотреть вопросы предоставления нулевой ставки НДС на внутренние воздушные линии до конца 2021 года. Аналогичная мера уже введена в РФ в плане стимулирования пассажиропотока на внутренних маршрутах. Также мы озвучили предложение по освобождению до конца 2020 от налога, удерживаемого у источника выплаты НДС, за так называемых нерезидентов. В основном все затраты, связанные по техобслуживанию, программному обеспечению, обработке информации - все эти услуги осуществляются из-за рубежа, соответственно, мы просили правительство рассмотреть освобождение от налога данных вопросов.
Еще одно направление поддержки затрагивает уже международные отношения - в рамках таможенного союза. «Самрук-Казына» предлагает рассмотреть возможность продления сроков действия тарифных льгот на импорт воздушных судов.
- У нас уже 31 декабря 2020 данные льготы закончатся для турбовинтовых воздушных судов, и установлен срок 31 декабря 2023 по всем остальным видам воздушных судов. Мы хотели бы расширить эти сроки: для турбовинтовых воздушных судов с 2020 года перенести на 2025, по остальным видам перенести сроки окончания льгот до 2030-2031 года, - пояснил Алпысбаев.
Решение комиссии он ожидает уже в начале мая. При этом представитель «Самрук-Казына» подчеркнул, что, по их прогнозам, сектор гражданской авиации, и особенно международное авиасообщение, не смогут восстановиться достаточно быстро.
- Я думаю, что восстановление займет очень долгий промежуток, не менее 1,5-2 лет. И здесь, конечно, очень важно поддержать тот долгосрочный рост, планируемый рост, который мы закладываем в наших планах развития, и в первую очередь по обновлению воздушного парка, - считает он.