Прогноз, который озвучил “Ъ” глава S7 Group Владислав Филев, о том, что мировая авиация начнет восстанавливаться лишь через год, основан на опасении. Из-за режима самоизоляции по всему миру люди не смогут выработать коллективный иммунитет, и возникнет вторая волна заражений, более жесткая, и тогда вновь придется вводить ограничения, считает Филев. Перевозчики продолжат нести убытки, а, по оценкам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, это 500 млн руб. в сутки. И даже если в воздух поднимутся лайнеры всех авиаперевозчиков, долго летать смогут не все, убежден главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
«Шансов у лидеров получить какую-то поддержку со стороны государства больше, и мы на рынке магистральных авиаперевозок сохраним лидирующую пятерку. Это единственно возможный сценарий. Потому что накормить пятерых значительно проще, чем 30 авиакомпаний. Поскольку пассажиров будет мало, все будут голодные, все будут в убытках, и никто не дойдет до финиша».
На падение спроса будет влиять и то, что за время пандемии многим пришлось пересмотреть свои привычки. Бизнес научился проводить встречи онлайн, так что необходимость в регулярных перелетах отпадает. А туристы еще некоторое время будут бояться путешествовать. В итоге, авиаотрасль на первых порах смогут поддерживать только внутренние перевозки, считает председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. Но для стабилизации ситуации нужно участие государства:
«Конечно же, без господдержки не обойтись. Но Филев совершенно правильно говорит, что поддержка должна оказываться по понятным правилам. Ну, и кроме того, безусловно, важны масштабы поддержки, чтобы это не было вот таким вот формальным. Когда в 2018 году был резкий скачок цен на авиатопливо, российским авиакомпаниям была тоже обещана господдержка. Но только эту господдержку они так и не получили».
Тем временем европейские аэропорты и перевозчики начинают планировать свою работу в эпоху постпандемии. Они разработали правила из 20 пунктов для безопасности пассажиров. Например, они планируют обязать всех пассажиров носить маски, а в каждой очереди придется соблюдать дистанцию. Была идея еще и в самом самолете оставлять среднее место свободным, но от нее отказались. Это бы увеличило стоимость билетов в несколько раз, говорит главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов. Но и так билеты подорожают.
«Чем дольше обслуживание в аэропорту, тем выше издержки для авиакомпании. Поэтому любые эти меры будут приводить к росту цен. Но, естественно, предложение проредить пассажиров внутри самолета, вот этот вот средний ряд свободный, это по сравнению с теми мерами остальными, которые предлагаются, это будет, конечно, шоковый рост цен, потому что на треть снижается загрузка самолета, рост тарифов на треть. Это, конечно, очень серьезная угроза. То есть у нас после этого объемы перевозок, которые и так упали, они могут упасть окончательно», — подчеркнул эксперт.
К слову, столичные аэропорты уже внедрили некоторые из этих правил. Например, в Шереметьево появилась разметка для соблюдения дистанции, а в Домодедово даже предлагают пассажирам сдать тест на коронавирус. А вот авиаперевозчики на вопрос: когда же все-таки откроется международное авиасообщение, отвечать не стали. Некоторые из них сказали, что сейчас вообще не готовы ничего прогнозировать.
По оценкам главы авиакомпании S7 Владислава Филева, для сохранения нынешнего уровня авиаперевозок потребуется порядка $5 млрд на все компании. Но вероятность, что государство выделит такие средства «близкая к нулю», считает глава S7.
«Шансов у лидеров получить какую-то поддержку со стороны государства больше, и мы на рынке магистральных авиаперевозок сохраним лидирующую пятерку. Это единственно возможный сценарий. Потому что накормить пятерых значительно проще, чем 30 авиакомпаний. Поскольку пассажиров будет мало, все будут голодные, все будут в убытках, и никто не дойдет до финиша».
На падение спроса будет влиять и то, что за время пандемии многим пришлось пересмотреть свои привычки. Бизнес научился проводить встречи онлайн, так что необходимость в регулярных перелетах отпадает. А туристы еще некоторое время будут бояться путешествовать. В итоге, авиаотрасль на первых порах смогут поддерживать только внутренние перевозки, считает председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. Но для стабилизации ситуации нужно участие государства:
«Конечно же, без господдержки не обойтись. Но Филев совершенно правильно говорит, что поддержка должна оказываться по понятным правилам. Ну, и кроме того, безусловно, важны масштабы поддержки, чтобы это не было вот таким вот формальным. Когда в 2018 году был резкий скачок цен на авиатопливо, российским авиакомпаниям была тоже обещана господдержка. Но только эту господдержку они так и не получили».
Тем временем европейские аэропорты и перевозчики начинают планировать свою работу в эпоху постпандемии. Они разработали правила из 20 пунктов для безопасности пассажиров. Например, они планируют обязать всех пассажиров носить маски, а в каждой очереди придется соблюдать дистанцию. Была идея еще и в самом самолете оставлять среднее место свободным, но от нее отказались. Это бы увеличило стоимость билетов в несколько раз, говорит главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов. Но и так билеты подорожают.
«Чем дольше обслуживание в аэропорту, тем выше издержки для авиакомпании. Поэтому любые эти меры будут приводить к росту цен. Но, естественно, предложение проредить пассажиров внутри самолета, вот этот вот средний ряд свободный, это по сравнению с теми мерами остальными, которые предлагаются, это будет, конечно, шоковый рост цен, потому что на треть снижается загрузка самолета, рост тарифов на треть. Это, конечно, очень серьезная угроза. То есть у нас после этого объемы перевозок, которые и так упали, они могут упасть окончательно», — подчеркнул эксперт.
К слову, столичные аэропорты уже внедрили некоторые из этих правил. Например, в Шереметьево появилась разметка для соблюдения дистанции, а в Домодедово даже предлагают пассажирам сдать тест на коронавирус. А вот авиаперевозчики на вопрос: когда же все-таки откроется международное авиасообщение, отвечать не стали. Некоторые из них сказали, что сейчас вообще не готовы ничего прогнозировать.
По оценкам главы авиакомпании S7 Владислава Филева, для сохранения нынешнего уровня авиаперевозок потребуется порядка $5 млрд на все компании. Но вероятность, что государство выделит такие средства «близкая к нулю», считает глава S7.