Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Коронавирус загнал авиакомпании в тупик


21 апреля 2020 года Полина Матюхина, Компания


Пандемия коронавируса парализовала отечественную авиаотрасль. Россия полностью остановила международные перевозки, а региональные подверглись резкому сокращению. Клиенты массово требуют возврата денег за билеты, но многим перевозчикам просто не из чего выплачивать компенсации. По оценке экспертов, опрошенных журналом «Компания», за один месяц с закрытия границ авиакомпании задолжали пассажирам более миллиарда рублей.

Международное авиасообщение Россия приостановила 27 марта. С этого дня перевозчики практически полностью прекратили полеты за рубеж. Исключение сделали только для вывозных рейсов, позволяющих россиянам вернуться на родину. Регулярные рейсы отменены вплоть до 1 июня, и пока нет никаких гарантий, что с этой даты они восстановятся в полном объеме. Перевозчики перестраховываются порой еще больше. Так, «Аэрофлот» на днях приостановил продажу билетов на международных направлениях до августа. 

На внутренних направлениях ситуация не сильно лучше. Из-за массовых ограничений россияне бросились сдавать билеты на полеты внутри страны, лишая авиакомпании и этого источника дохода. Кроме того, правительство распорядилось о закрытии объектов массового отдыха, что также заставило людей пересмотреть свои планы.

Бей лежачего

В начале апреля пять российских авиакомпаний полностью приостановили полеты. Речь идет о крупных перевозчиках — «Победа», Nordwind, Azur Air, Royal Flight и I Fly. Число пассажирских рейсов, выполняемых Utair в сутки, снизилось в пять раз. Сами перевозчики утверждают: оставшись без зарубежных рейсов, в день они теряют более 500 миллионов рублей.

Дополнительное давление оказывается со стороны пассажиров. Клиенты стали требовать возврата денег за отменившиеся поездки, и, фактически не имея новой выручки, старую перевозчики вынуждены отдать клиентам. В этой ситуации «мальчиком для битья» вдруг стал Utair. 15 апреля Роспотребнадзор сообщил о шквале жалоб от клиентов авиакомпании. Люди требуют у Utair вернуть им деньги, в том числе за невозвратные билеты (перевозчик это делать отказывается).

Такую ситуацию в Роспотребнадзоре сочли неприемлемой, а перевозчику пригрозили судом. Свою позицию представитель ведомства Майя Соловьева объяснила тем, что пострадавшие клиенты нуждаются в индивидуальном подходе: если они покупают билеты по невозвратным тарифам, значит денег на более дорогие возвратные у них нет. 

В Utair поясняют, что за отмененные рейсы компания уже отдала около 200 миллионов рублей (30% билетов), что по отраслевым меркам является довольно крупной суммой. «Мы, во всяком случае, возвратные билеты возвращаем, а очень многие компании и этого не делают», — подчеркнул гендиректор Utair Андрей Мартиросов. 

Призвать «Аэрофлот» к ответу

Проблема, с которой столкнулись в Utair, актуальна и для остальных авиакомпаний: S7, «Уральских авиалиний» и даже субсидируемого государством «Аэрофлота». Вокруг последнего недавно развернулся скандал: перевозчик вообще не возвращает деньги по аннулированным билетам. Это невозможно технически: система не дает турагентам оформить как добровольный, так и вынужденный возврат. 

Произошедшее вызвало бурную реакцию клиентов «Аэрофлота» на странице авиакомпании в соцсетях. В Facebook многие жалуются, что прямые обращения остаются вообще без ответа. 

В самом «Аэрофлоте» с одной стороны публично не отказываются от своих обязательств, но с другой отвечают клиентам полным игнорированием жалоб, закрыв техническую возможность возврата. Комментировать ситуацию перевозчик отказался и журналу «Компания», письменные запросы были перевозчиком также проигнорированы.

«Действия “Аэрофлота” нарушают российское законодательство, так как нет ни одного основания в отказе пассажиру при отмене рейса. Если пассажир хочет вернуть деньги, существует специальная юридическая практика, и тут все случаи всегда решаются в пользу пассажиров», — сказал в беседе с «Ко» председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

Его организация сейчас оказывает поддержку пострадавшим от пандемии пассажирам: помогает оформить заявление на возврат средств или подать на перевозчика в суд.

«Потенциальное количество людей, которые могут к нам обратиться, превышает один миллион человек. Большая часть из них все же верят, что деньги им вернутся, но примерно 200 тысяч клиентов хотят добиться возврата. За один месяц количество поступивших к нам обращений превысило тысячу», — поделился эксперт с «Ко». 

По словам Зотова, самый долгий этап разбирательства — обращение в суд. Туда люди, как правило, идут после получения отрицательного ответа из авиакомпании (его нужно ждать до 30 дней). Обратившись в суд, заявители ждут еще порядка 90 дней и только потом получают деньги. Однако если миновать этап с обращением в авиакомпанию, процесс существенно ускоряется.

Суд — не выход

В нынешней ситуации суд — не лучшее решение, уверен главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. «Когда все бегут в суд, как сейчас, авиакомпании объявляют себя банкротами. Тогда точно никто ничего не выиграет, и уж тем более денег никто не увидит», — сказал он журналу «Компания».

Эксперт добавил, что перевозчики сейчас столкнулись с колоссальными задолженностями. По его оценке, только за один месяц с закрытия границ они задолжали пассажирам более миллиарда рублей. При этом операционные затраты никуда не исчезли, а выделенные государством деньги (около 23 миллиардов рублей) их не покроют.

«Конечно, этих денег недостаточно. У нас в прошлом и позапрошлом годах авиакомпании за первое полугодие и без всяких коронавирусов получали убытки в 60-80 миллиардов рублей. На этом фоне 23 миллиарда — не ахти какая сумма, но это лучше, чем ничего», — сказал Гусаров.

За счет этих средств перевозчики не смогут отдать долги кредиторам или вернуть деньги пассажирам, отмечают опрошенные «Ко» эксперты. Все средства пойдут на поддержание компаний наплаву: оплату лизинга самолетов, ремонт и обеспечение запчастями. Деньги просто пройдут через перевозчиков и уйдут в сервисы и лизинговые компании. 

Выбраться из правового тупика 

Сейчас крайне важно не просто «навешивать на авиакомпании обязательства», а позволить им дать людям альтернативу, считает Гусаров. Так, некоторые перевозчики предложили пассажирам поменять дату поездки на более позднюю («Уральские авиалинии», Nordwind и S7), а Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила ввести ваучеры. Второй вариант в России сложно назвать выгодным, отмечают эксперты: это конкретная денежная сумма, ценность которой может круто измениться из-за колебания курса рубля и инфляции, а значит в будущем может не покрыть и половины изначальной стоимости поездки.

Ваучеры особенно популярны в европейских странах, где валюта более стабильна. Поэтому их предлагают, в частности, в Air France, KLM и Alitalia. Некоторые зарубежные перевозчики предлагают отложить поездку, переоформив билет на новую дату. Такая опция, как выяснил «Ко», доступна у Aegean Airlines, Air Baltic, British Airways и EasyJet.

Интересное решение нашли в Германии. Местные туроператоры стали выдавать сертификаты, по которым до 1 января 2022 года люди смогут без доплаты съездить туда, куда планировали попасть до пандемии. Тем самым клиенты дают авиакомпании деньги в кредит, позволяя ее самолетам пролетать какое-то время. Если же сертификатом не воспользуются, то средства будут возвращены в полном объеме.

«В Германии это удобно, там курс евро всегда стабилен. А в нашем случае такое решение опасно. Я бы предложил выдавать сертификат на перелет по конкретному направлению без суммы. А если человек не полетел, ему должны будут выдать деньги», — предложил Гусаров.

Юристы подчеркивают, что авиакомпании по всему миру оказались в правовом тупике. Такие ситуации как эпидемия и глобальный запрет на перелеты не прописаны в законе, а потому возможности защититься у перевозчиков просто нет. «Пока нашему правительству не до этого, однако необходимо специальным решением определить, что пандемия — это форс-мажор, а с пассажирами нужно рассчитаться по любым, даже невозвратным билетам. Так или иначе речь идет об угрозе жизни людей», — заключил главный редактор Avia.ru.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer