Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиабилеты на будущее


2 апреля 2020 года Герман Костринский, Ольга Никитина, КоммерсантЪ


Резкий спад авиаперевозок заставляет компании по всему миру предлагать пассажирам различные варианты обмена билетов, а по уже отмененным рейсам — ваучеры на будущие полеты. Получить деньги становится все сложнее, поскольку в марте число возвратов уже превысило объем продаж. Как следует из проведенного “Ъ” опроса крупнейших российских авиакомпаний, «Победа» компенсирует пропавшие билеты только ваучерами, остальные игроки обещают живые деньги через неопределенное время. Юристы подчеркивают, что от ваучеров можно отказаться — по закону компании обязаны вернуть средства за билеты на отмененные рейсы.

В марте продажи авиабилетов упали на 60%, утверждают источники “Ъ” в отрасли. По данным Biletix, снижение превысило 50%. Там добавляют, что число запросов на возврат или обмен билетов выросло в 20 раз к нормальным значениям. У Aviasales веб-трафик упал на 35% месяц к месяцу. В Транспортной клиринговой палате говорят, что количество возвратов билетов в марте уже превышает объем продаж: «Отсутствие выручки ведет к нехватке у участников рынка средств на операционную деятельность».

В результате нехватки средств большинство авиакомпаний пытаются так или иначе сохранить деньги, предлагая пассажирам альтернативы.

«Победа», остановившая выполнение регулярных рейсов с 1 апреля до 31 мая, возвращает деньги за билеты на эти даты на счет в личном кабинете — их можно потратить только на покупку новых билетов. «Аэрофлот» предлагает пассажирам отмененных рейсов вернуть полную стоимость билета до конца 2020 года, однократно изменить дату вылета или маршрут с доплатой разницы перевозки.

В «Уральских авиалиниях» клиентам предлагают трехлетний сертификат на предоплату в счет последующей авиаперевозки и дополнительных услуг. Можно вернуть стоимость билета бонусами на будущие перелеты. Если рейс не отменен, но клиент не может вылететь из-за карантина, перевозчик предоставляет те же опции при доплате 1 тыс. руб. Но в «Уральских авиалиниях» готовы вернуть и живые деньги «согласно условиям применения тарифа конкретного пассажира».

У S7 «самый оперативный способ» возврата денег — также обмен на сертификат, причем стоимостью на 10% больше исходной цены билета. Деньги останутся на «личном депозите», их можно потратить на новое путешествие или дополнительные услуги в полете в течение одного года. Но можно оставить заявку и на обычный возврат средств.

Перевозчик следует практике западных компаний. Так, WizzAir предлагает бонус в 20% стоимости перевозки, если пассажир согласится на возврат денег на счет в личном кабинете, Lufthansa — скидку в €50 на все перебронированные рейсы с новой датой вылета до 31 декабря 2020 года.

Спикер Совета федерации Валентина Матвиенко уже заявила, что авиакомпании должны возвращать деньги за все сданные из-за ситуации с коронавирусом билеты, даже если они куплены по «невозвратному» тарифу. Однако на практике сделать это быстро не получится.

В «Уральских авиалиниях» “Ъ” сказали, что обычно заявка на возврат рассматривается до пяти рабочих дней, но «в сложившихся форс-мажорных обстоятельствах» обработка происходит дольше. Сейчас у компании более 43 тыс. заявок. В S7 также говорят, что из-за высокой загрузки колл-центра возвраты занимают больше времени, чем обычно: обращения рассматриваются в порядке приоритета по предполагаемой дате вылета.

Возврат обязателен

Юристы подчеркивают, что если рейс отменен, авиакомпании по закону обязаны вернуть деньги. Но тут важен момент сдачи билета. «Логика перевозчика такова: если ты сдаешь сейчас билет за май, и тариф возвратный, то деньги вернут, если нет — не обязаны. Так что важно самим в панике не сдавать билеты, лучше дождаться отмены рейса»,— подчеркивает партнер BMS Law Firm Денис Фролов. Он называет ваучеры «компромиссом».

Но, уточняет юрист, если пассажир настаивает на получении денег, их должны вернуть в полном объеме, возможно только удержание сервисного сбора.

Анна Карпова из юрфирмы «Алимирзоев и Трофимов» добавляет, что лучше самим обращаться за возвратом денег на отмененный рейс, а не ждать, пока их вернет авиакомпания. «Не стоит ждать, пока авиакомпания в огромном потоке таких заявлений доберется до вашего авиабилета,— говорит советник АБ "S&K Вертикаль" Юлия Андреева.— Лучше самому написать обращение, направив его на электронную почту, а также письмом на юридический адрес. Обязательно сохраняйте квитанции об отправке, это может потом пригодиться в суде».

Управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин добавляет, что досудебная претензия перевозчику должна быть направлена в течение полугода со дня задержки или отмены рейса, а срок для ответа на претензию составляет 30 дней с момента ее получения, после отказа или отсутствия ответа можно обращаться в суд. Он напоминает о возможности пожаловаться в Роспотребнадзор на отказ авиаперевозчика вернуть деньги, для этого нужно иметь документальное подтверждение обращения в авиакомпанию.

Ситуация с возвратом денег за билеты иностранных компаний сложнее.

«Если рейс выполняется при участии российских авиакомпаний, то уплаченную сумму вернут. А вот если рейс не стыковочный и выполняется иностранным перевозчиком, то в этом случае необходимо читать условия договора покупки авиабилета, а также обратить внимание на законодательство страны авиакомпании»,— поясняет Юлия Андреева. Заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев советует соглашаться на ваучеры или баллы авиакомпании, если у пассажира невозвратный тариф, а рейс не отменен и дата вылета еще не наступила.

Под угрозой ваучера

Но ситуация для пассажиров может осложниться: участники рынка уже начали обсуждать возможность узаконить ваучеры как легитимное средство возврата. Вице-президент IATA по европейскому региону Рафаэль Шварцман отмечал, что многие авиакомпании уже сейчас могут предлагать только ваучеры. Еврокомиссия пока так делать не разрешила, в России вопрос публично не поднимался.

«Государство не может ограничить право гражданина на возврат денег за авиабилеты»,— говорит Антон Пуляев. Михаил Юрасов из адвокатского бюро «А-ПРО» согласен, что введение государством ограничений или запретов на возврат денег за авиабилеты «выглядит маловероятным, поскольку подобные действия существенным образом нарушают принципы работы нашего гражданского законодательства». Руководитель арбитражной практики юрфирмы Vegas Lex Виктор Петров уверен, что право на возврат денег за авиабилеты гражданам «не подлежит ограничению, потому что неисполнение договора воздушной перевозки происходит по обстоятельствам, не зависящим от пассажира и его воли».

Что касается форс-мажора (он может применяться, если, например, будет введено чрезвычайное положение), то в контексте возврата билетов его трактовка неоднозначна. Авиаперевозчики, отмечает Юлия Андреева, могут ссылаться на него и говорить, что не смогли выполнить свои обязательства в силу обстоятельств непреодолимой силы, ввиду чего возврат денег невозможен. Соответственно, признает юрист, прогнозировать, какой окажется позиция судов, сейчас невозможно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer