В марте продажи авиабилетов упали на 60%, утверждают источники “Ъ” в отрасли. По данным Biletix, снижение превысило 50%. Там добавляют, что число запросов на возврат или обмен билетов выросло в 20 раз к нормальным значениям. У Aviasales веб-трафик упал на 35% месяц к месяцу. В Транспортной клиринговой палате говорят, что количество возвратов билетов в марте уже превышает объем продаж: «Отсутствие выручки ведет к нехватке у участников рынка средств на операционную деятельность».
«Победа», остановившая выполнение регулярных рейсов с 1 апреля до 31 мая, возвращает деньги за билеты на эти даты на счет в личном кабинете — их можно потратить только на покупку новых билетов. «Аэрофлот» предлагает пассажирам отмененных рейсов вернуть полную стоимость билета до конца 2020 года, однократно изменить дату вылета или маршрут с доплатой разницы перевозки.
У S7 «самый оперативный способ» возврата денег — также обмен на сертификат, причем стоимостью на 10% больше исходной цены билета. Деньги останутся на «личном депозите», их можно потратить на новое путешествие или дополнительные услуги в полете в течение одного года. Но можно оставить заявку и на обычный возврат средств.
Перевозчик следует практике западных компаний. Так, WizzAir предлагает бонус в 20% стоимости перевозки, если пассажир согласится на возврат денег на счет в личном кабинете, Lufthansa — скидку в €50 на все перебронированные рейсы с новой датой вылета до 31 декабря 2020 года.
Спикер Совета федерации Валентина Матвиенко уже заявила, что авиакомпании должны возвращать деньги за все сданные из-за ситуации с коронавирусом билеты, даже если они куплены по «невозвратному» тарифу. Однако на практике сделать это быстро не получится.
В «Уральских авиалиниях» “Ъ” сказали, что обычно заявка на возврат рассматривается до пяти рабочих дней, но «в сложившихся форс-мажорных обстоятельствах» обработка происходит дольше. Сейчас у компании более 43 тыс. заявок. В S7 также говорят, что из-за высокой загрузки колл-центра возвраты занимают больше времени, чем обычно: обращения рассматриваются в порядке приоритета по предполагаемой дате вылета.
Возврат обязателен
Юристы подчеркивают, что если рейс отменен, авиакомпании по закону обязаны вернуть деньги. Но тут важен момент сдачи билета. «Логика перевозчика такова: если ты сдаешь сейчас билет за май, и тариф возвратный, то деньги вернут, если нет — не обязаны. Так что важно самим в панике не сдавать билеты, лучше дождаться отмены рейса»,— подчеркивает партнер BMS Law Firm Денис Фролов. Он называет ваучеры «компромиссом».
Анна Карпова из юрфирмы «Алимирзоев и Трофимов» добавляет, что лучше самим обращаться за возвратом денег на отмененный рейс, а не ждать, пока их вернет авиакомпания. «Не стоит ждать, пока авиакомпания в огромном потоке таких заявлений доберется до вашего авиабилета,— говорит советник АБ "S&K Вертикаль" Юлия Андреева.— Лучше самому написать обращение, направив его на электронную почту, а также письмом на юридический адрес. Обязательно сохраняйте квитанции об отправке, это может потом пригодиться в суде».
Управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин добавляет, что досудебная претензия перевозчику должна быть направлена в течение полугода со дня задержки или отмены рейса, а срок для ответа на претензию составляет 30 дней с момента ее получения, после отказа или отсутствия ответа можно обращаться в суд. Он напоминает о возможности пожаловаться в Роспотребнадзор на отказ авиаперевозчика вернуть деньги, для этого нужно иметь документальное подтверждение обращения в авиакомпанию.
«Если рейс выполняется при участии российских авиакомпаний, то уплаченную сумму вернут. А вот если рейс не стыковочный и выполняется иностранным перевозчиком, то в этом случае необходимо читать условия договора покупки авиабилета, а также обратить внимание на законодательство страны авиакомпании»,— поясняет Юлия Андреева. Заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев советует соглашаться на ваучеры или баллы авиакомпании, если у пассажира невозвратный тариф, а рейс не отменен и дата вылета еще не наступила.
Под угрозой ваучера
Но ситуация для пассажиров может осложниться: участники рынка уже начали обсуждать возможность узаконить ваучеры как легитимное средство возврата. Вице-президент IATA по европейскому региону Рафаэль Шварцман отмечал, что многие авиакомпании уже сейчас могут предлагать только ваучеры. Еврокомиссия пока так делать не разрешила, в России вопрос публично не поднимался.
«Государство не может ограничить право гражданина на возврат денег за авиабилеты»,— говорит Антон Пуляев. Михаил Юрасов из адвокатского бюро «А-ПРО» согласен, что введение государством ограничений или запретов на возврат денег за авиабилеты «выглядит маловероятным, поскольку подобные действия существенным образом нарушают принципы работы нашего гражданского законодательства». Руководитель арбитражной практики юрфирмы Vegas Lex Виктор Петров уверен, что право на возврат денег за авиабилеты гражданам «не подлежит ограничению, потому что неисполнение договора воздушной перевозки происходит по обстоятельствам, не зависящим от пассажира и его воли».
Что касается форс-мажора (он может применяться, если, например, будет введено чрезвычайное положение), то в контексте возврата билетов его трактовка неоднозначна. Авиаперевозчики, отмечает Юлия Андреева, могут ссылаться на него и говорить, что не смогли выполнить свои обязательства в силу обстоятельств непреодолимой силы, ввиду чего возврат денег невозможен. Соответственно, признает юрист, прогнозировать, какой окажется позиция судов, сейчас невозможно.