Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолеты не летают над Европой. Такое уже было, но это не про коронавирус


16 апреля 2020 года Андрей Меньшенин, Фонтанка


Из-за коронавируса авиасообщение в Европе упало на 90 %. Ровно 10 лет назад самолеты не летали вовсе в течение нескольких дней — из-за вулкана в Северной Атлантике. Сравниваем, как было тогда и сейчас.

Тысячи отмененных рейсов, сотни тысяч застрявших путешественников, прекращение авиасообщения между континентами. Нет, это не 2020, такое уже было 10 лет назад. В Исландии, которую некоторые путают с Ирландией, а кое-кто и с Испанией, начал извергаться вулкан Эйяфьятлайокудль (в переводе с исландского «ледник на горе на острове»).

Как понятно из названия, основная опасность для местных жителей была в том, что извержение магмы растопило ледник, и огромные массы воды ринулись вниз по склону горы на фермы и поля у ее подножия. 700 исландцам пришлось в срочном порядке убегать от разбушевавшейся горы. Синергия землетрясения, магмы и воды разнесла в щепки дома, уничтожила посевы, повредила главную дорогу вокруг острова.

Эйяфьятлайокудль как из пушки выстрелил в атмосферу столбом пепла, часть которого покрыла ровным слоем южную часть Исландии, а другая поднялась на высоту 13 километров. Там ураганный ветер понёс пепел в сторону Европы.

Заместитель руководителя центра Исавиа по управлению воздушным движением в океаническом секторе в Рейкьявике Арни Балдурсон рассказал «Фонтанке», что Эйяфьятлайокудль не выглядел опасным до самого начала извержения. «В апреле 2010 года я работал помощником менеджера и организовывал смены авиадиспетчеров. Помню, как узнал об извержении Эйяфьятлайокудля. На самом деле тогда мы обращали большее внимание на сейсмическую активность в Фиммвёрдухаулс, это горное «седло» между ледниками Эйяфьятлайокудль и Мирдалсёкудль. В первой половине апреля там было несколько землетрясений, открылось несколько трещин, откуда вытекала лава. Но те извержения никак не влияли на полёты, к ним даже ходили туристы. Однако 15 апреля нам позвонили сейсмологи из исландской метеорологической организации и сказали, что один из самых больших вулканов Исландии Эйяфьятлайокудль начал извергаться», — рассказывает Арни Балдурсон.

По его словам, на этот случай у них уже давно существовал план, где первым пунктом говорилось, что нужно срочно информировать все авиакомпании об извержении с помощью авиационной телеграммы NOTAM.

«Да, мы велели всем авиакомпаниям держаться подальше от вулкана, но само воздушное пространство над Исландией мы не закрывали, — вспоминает Арни Балдурсон. — В итоге главный аэропорт Исландии Кефлавик работал на протяжении всей ситуации с вулканом, даже когда европейские власти запретили полёты в своих странах. Помнится, на телевидении даже был репортаж из шотландского аэропорта, где все рейсы были отменены, кроме одного, который летел в Исландию».

Меньше суток потребовалось облаку пепла из Эйяфьятлайокудля, чтобы добраться до Петербурга. Быстро среагировали и авиационные власти. Уже к 19 апреля в Пулково отменили 411 рейсов, по всему Евросоюзу из расписания вычеркнули более 63 тысяч полетов. Всё из-за опасности вулканического пепла, который при попадании в авиационный двигатель выводит его из строя. Впрочем, некоторые авиационные чиновники, среди которых был и глава Международной ассоциации воздушного транспорта IATA Джованни Бисиньяни, назвали запрет полетов следствием паники.

«Всё дело в том, что огромное облако пепла всё время перемещалось на большой скорости, — поясняет Арни Балдурсон. — Не было гарантии, что какой-то конкретный самолет не попадет в опасную ситуацию. Поэтому этот запрет был, скорее, перестраховкой со стороны европейских властей. В это время самолёты всё ещё продолжали летать в районе Исландии, только теперь они забирали намного севернее, и уже оттуда поворачивали в Европу».

В 2020 году никто не возражает против отмены пассажирских рейсов из-за пандемии коронавируса, впрочем, полностью авиасообщение над Европой и не прекратилось. По данным Евроконтроля на 12 апреля, трафик сократился на 92 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Европейский организатор воздушного движения прогнозирует общие потери за год в районе 35 %. Основной фокус авиакомпаний сейчас на международных грузовых перевозках и внутренних пассажирских рейсах.

По словам Арни Балдурсона, 10 лет назад ситуация с вулканом разрешилась через две недели, после чего воздушный трафик над океаном увеличился в разы. «В начале мая был поставлен рекорд, который до сих пор не побит, — рассказывает Арни Балдурсон. — Через исландский сектор пролетело более 1000 самолетов за сутки. Нам пришлось срочно созывать всех авиадиспетчеров в каждый сектор, чтобы обеспечить интервалы между самолетами».

Тогда закрытие европейского неба привело к изменению процедуры на случай извержения вулкана. Теперь авиационные власти только информируют авиаперевозчиков о возможной опасности, а те уже должны принимать окончательное решение о выполнении полетов, рассказывает Арни Балдурсон.

Гораздо более масштабные изменения ждут авиаотрасль после кризиса 2020 года. Они будут касаться как отдельных авиакомпаний, многие из которых уже начали сокращать флот и сотрудников, а некоторые объявили о банкротстве, так и глобальных правил перевозок. Например, авиакомпании продвигают новый сервис, когда вместо возврата денег на билет будут предлагать пассажирам ваучеры на равноценную или большую сумму, с возможностью оплатить будущий перелет.

«Я никогда раньше не видел такого масштабного кризиса в авиаперевозках, как из-за COVID-19. Сейчас ситуация намного хуже и драматичнее, чем 10 лет назад. Скорее всего, отрасли понадобится много месяцев, чтобы восстановиться до уровня конца 2019 года. Но мы, конечно, всё преодолеем», — уверен Арни Балдурсон.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные



Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer