Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вирусные мили


13 апреля 2020 года Герман Костринский, КоммерсантЪ


Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предлагает правительству легализовать использование ваучеров. Тогда вместо возврата денег за отмененный рейс авиакомпания сможет официально зачислять их на депозит клиента в счет будущих полетов. В случае несогласия клиента ему вернут деньги только через год. Мера нужна для защиты авиакомпаний от банкротств: в условиях закрытия международных перевозок они вынуждены массово отменять рейсы и не в состоянии одномоментно вернуть все деньги.

АЭВТ (объединяет крупнейшие авиакомпании России) предложила первому вице-премьеру Андрею Белоусову внести механизм ваучера в правовое поле, письмо направлено в Белый дом 9 апреля. Для этого объединение предлагает внести поправки в Воздушный кодекс, федеральные авиационные правила и федеральный закон от 1 апреля 2020 года №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Поправки к ФЗ позволят компаниям вместо возврата средств предложить пассажиру изменить дату вылета и рейс «в пределах стоимости подлежавшей возврату провозной платы». Новые правила предлагается распространить на рейсы до конца 2020 года, даже если билеты были проданы до принятия поправок. Российские авиакомпании начали предлагать клиентам ваучеры вместо возврата средств с конца марта (см. “Ъ” от 2 апреля).

В Воздушный кодекс предлагается внести понятие форс-мажора, в случае которого авиакомпания будет иметь право расторгнуть договор перевозки.

К форс-мажору предлагается отнести массовые заболевания, пожары, стихийные бедствия, забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничение перевозок государствами, а также запрет торговых операций из-за санкций. Не могут быть отнесены к форс-мажору предпринимательские риски.

При отмене рейса по причине форс-мажора АЭВТ предлагает оформить электронный многоцелевой документ, средства на котором могут быть использованы в течение трех лет с даты оформления. Если же пассажир или грузоотправитель откажется от ваучера, авиакомпания вернет ему средства в течение года. «Для многих участников отрасли почти невозможно найти в короткие сроки достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель и избежать банкротства»,— говорится в обращении АЭВТ.

«Большинство авиакомпаний сейчас тратят больше наличных денег на возвраты пассажирам, чем получают за бронирование своих услуг», — сообщает АЭВТ. По данным ассоциации, количество сданных билетов за период с начала года превышает аналогичный показатель 2019 года в пять раз, притом что число рейсов во втором квартале сократится на 80–90%.

В ближайшие месяцы убытки авиакомпаний будут расти в размере, сопоставимом с постоянными расходами, которые во втором квартале 2019 года составили 176,9 млрд руб.

Представитель Андрея Белоусова не прокомментировал ситуацию. Опрошенные “Ъ” авиакомпании поддерживают позицию АЭВТ. В S7 считают, что российское законодательство не запрещает применять общемировую практику предоставления ваучеров, притом что некоторые формулировки требуют уточнения. В авиакомпании отмечают, что сейчас помимо получения ваучера клиенты могут оформить и классический возврат средств, но процесс занимает «больше времени, чем обычно», из-за перегруженности контактного центра перевозчика.

В Red Wings подчеркивают, что, предоставляя ваучер, авиакомпании не отказываются от выполнения своих обязательств перед пассажирами. В компании называют объем требований о возврате билетов «ощутимым»: перевозчик ежедневно возвращает клиентам деньги, но общая сумма возвратов меньше суммы запросов. «Введение понятия форс-мажора и легализация ваучеров помогут удержать отрасль на плаву и обеспечить дальнейшую устойчивую работу авиакомпаний»,— говорит гендиректор «Руслайна» Александр Городилов.

Ключевой элемент для нас заключается в том, чтобы не допустить исчерпания денежных средств, поэтому возвращение денег за аннулированный билет для нас практически непосильно в финансовом плане

Александр де Жюньяк, гендиректор IATA, 7 апреля


Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) 6 апреля признала депозитные ваучеры законной формой работы авиакомпаний с клиентом и призвала авиавласти всех стран сделать то же самое. Росавиация не комментирует данный вопрос.

Руководитель арбитражной практики Vegas Lex Виктор Петров подчеркивает: использование ваучеров «возможно лишь в случае согласия со стороны пассажира и при соблюдении необходимых процедур сторонами договора». Он отметил, что, если поправки к законодательству будут приняты, они будут действительны только для билетов, полеты по которым отменены после изменения закона.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer