АЭВТ (объединяет крупнейшие авиакомпании России) предложила первому вице-премьеру Андрею Белоусову внести механизм ваучера в правовое поле, письмо направлено в Белый дом 9 апреля. Для этого объединение предлагает внести поправки в Воздушный кодекс, федеральные авиационные правила и федеральный закон от 1 апреля 2020 года №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Поправки к ФЗ позволят компаниям вместо возврата средств предложить пассажиру изменить дату вылета и рейс «в пределах стоимости подлежавшей возврату провозной платы». Новые правила предлагается распространить на рейсы до конца 2020 года, даже если билеты были проданы до принятия поправок. Российские авиакомпании начали предлагать клиентам ваучеры вместо возврата средств с конца марта (см. “Ъ” от 2 апреля).
К форс-мажору предлагается отнести массовые заболевания, пожары, стихийные бедствия, забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничение перевозок государствами, а также запрет торговых операций из-за санкций. Не могут быть отнесены к форс-мажору предпринимательские риски.
При отмене рейса по причине форс-мажора АЭВТ предлагает оформить электронный многоцелевой документ, средства на котором могут быть использованы в течение трех лет с даты оформления. Если же пассажир или грузоотправитель откажется от ваучера, авиакомпания вернет ему средства в течение года. «Для многих участников отрасли почти невозможно найти в короткие сроки достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель и избежать банкротства»,— говорится в обращении АЭВТ.
«Большинство авиакомпаний сейчас тратят больше наличных денег на возвраты пассажирам, чем получают за бронирование своих услуг», — сообщает АЭВТ. По данным ассоциации, количество сданных билетов за период с начала года превышает аналогичный показатель 2019 года в пять раз, притом что число рейсов во втором квартале сократится на 80–90%.
Представитель Андрея Белоусова не прокомментировал ситуацию. Опрошенные “Ъ” авиакомпании поддерживают позицию АЭВТ. В S7 считают, что российское законодательство не запрещает применять общемировую практику предоставления ваучеров, притом что некоторые формулировки требуют уточнения. В авиакомпании отмечают, что сейчас помимо получения ваучера клиенты могут оформить и классический возврат средств, но процесс занимает «больше времени, чем обычно», из-за перегруженности контактного центра перевозчика.
В Red Wings подчеркивают, что, предоставляя ваучер, авиакомпании не отказываются от выполнения своих обязательств перед пассажирами. В компании называют объем требований о возврате билетов «ощутимым»: перевозчик ежедневно возвращает клиентам деньги, но общая сумма возвратов меньше суммы запросов. «Введение понятия форс-мажора и легализация ваучеров помогут удержать отрасль на плаву и обеспечить дальнейшую устойчивую работу авиакомпаний»,— говорит гендиректор «Руслайна» Александр Городилов.
Ключевой элемент для нас заключается в том, чтобы не допустить исчерпания денежных средств, поэтому возвращение денег за аннулированный билет для нас практически непосильно в финансовом плане
Александр де Жюньяк, гендиректор IATA, 7 апреля
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) 6 апреля признала депозитные ваучеры законной формой работы авиакомпаний с клиентом и призвала авиавласти всех стран сделать то же самое. Росавиация не комментирует данный вопрос.
Руководитель арбитражной практики Vegas Lex Виктор Петров подчеркивает: использование ваучеров «возможно лишь в случае согласия со стороны пассажира и при соблюдении необходимых процедур сторонами договора». Он отметил, что, если поправки к законодательству будут приняты, они будут действительны только для билетов, полеты по которым отменены после изменения закона.