Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Суперджет" без ручки: Был ковер-самолет, а у нас появился самолет-пылесос


6 марта 2020 года Анна Седова, Свободная пресса


Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), которая является крупнейшим владельцем российских самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ), перечислила основные проблемы с их реализацией. Об этом говорится в проспекте к размещению еврооблигаций ГТЛК на 600 млн. долларов, с которым ознакомились СМИ.

В ГТЛК надеются, что поставки «Суперджетов» в будущем станут «значительной частью активов группы по договорам лизинга». Компания уже приобрела у «Региональных самолетов» (так в конце февраля 2020 года переименовали «Гражданские самолеты Сухого») 44 машины, получив государственные субсидии на сумму более 44 млрд руб. У «ВЭБ Лизинга» есть 43 лайнера, у «Сбербанк Лизинга» — 20.

Итак, среди рисков для поставок SSJ, «особенно с учетом планов по расширению на международных рынках», в ГТЛК перечислили следующие: отсутствие развитого рынка для лайнеров Superjet; случаи неопределенности в связи с технической и логистической поддержкой со стороны производителя лайнера; проблемы с постпродажным обслуживанием и недостаточно развитая сеть поставок запчастей. Как следствие, возникают трудности с ремонтом и техобслуживанием лайнеров как у самой ГТЛК, так и у лизингополучателей.

Кроме того, в документе в качестве негативных факторов упоминается катастрофа «Суперджета», которая произошла 5 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево, в результате которой погиб 41 человек. Хотя в ГТЛК утверждают, что трагедия не оказала существенного влияния на программу по реализации самолетов, там признают, что в будущем это может негативно повлиять на долю рынка.

«Раздел проспекта, касающийся риск-факторов, направлен на защиту интересов инвесторов и формируется независимыми юридическими консультантами, сопровождающими сделку по выпуску еврооблигаций. Таким образом, представленные суждения не могут считаться официальной позицией ГТЛК по данным вопросам», — пояснили РБК в пресс-службе ГТЛК

Впрочем, в проспекте ГТЛК поясняется, что компания «в сотрудничестве с Минпромторгом прилагает все усилия», чтобы смягчить указанные риски. Для этого она берет на себя роль закупочного агента запчастей для своих клиентов, формирует достаточный запас запчастей, а также поддерживает связь с производителем лайнеров для реализации заранее согласованных программ послепродажного обслуживания.

«Свободная пресса» уже писала о том, что у «Суперджетов» есть проблемы с реализацией воздушных судов. Так, тогда еще «Гражданским самолетам» не удалось выполнить план продаж лайнера Sukhoi Superjet 100 на 2019 год. Кроме того, в феврале 2019 года единственная европейская компания, эксплуатирующая Superjet, — ирландская CityJet — отказалась от этих самолетов.

В августе писали, что от SSJ-100 отказался один из последних зарубежных эксплуатантов — мексиканская Interjet по причине тяжелого финансового состояния компании. Затем сорвалась продажа Sukhoi Superjet 100 в Зимбабве, также якобы из-за недостатка финансирования.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров пояснил «СП», что у «Суперджетов» действительно есть проблемы с продажами на международных рынках, причем проблемы фундаментальные. И для того, чтобы проект перестал быть черной дырой, высасывающей деньги из бюджета, необходимо реалистично оценить его дальнейшие перспективы.

— Об этих трудностях давно много говорится и пишется. Первая проблема — это невысокий спрос на самолеты такого класса. Для «Суперджета» очень неудачно была выбрана рыночная ниша. Сегодня в мире лайнеры такого класса и размерности практически не востребованы. Продается несколько десятков самолетов в год по всему миру.

Нужно было делать «Суперджет» либо большего размера для среднемагистральных перевозок, либо меньшего — для региональных. SSJ-100 оказался между классами и не вписался ни в одну нишу. Для региональных перевозок он слишком большой, для магистральных — слишком маленький.

Та же мексиканская авиакомпания, которая в свое время взяла много «Суперджетов», полетала на них какое-то время, раскатала маршруты, а потом пассажиропоток увеличился, и им стало выгодней летать на больших самолетах.

Просто экономически грамотней за один рейс перевезти больше пассажиров. Они отказались от «Суперджетов» не потому, что это технически плохой самолет, а потому, что он уступает в себестоимости кресла машине, в которую вмещается больше пассажиров. Стоимость полета делится не на 99 пассажиров, как в SSJ-100, а на 189, что позволяет и удешевить билеты, и дает конкурентные преимущества, вот и все.

«СП»: — То есть эту проблему никак не решить?

— Это фундаментальная проблема, которая была заложена идеологами «Суперджета» еще при его создании. Это стратегическая ошибка. Напомню, что когда-то «Сухой» выиграл конкурс на создание регионального самолета, и предполагалось иметь семейство из трех модификаций на 65, 75 и 95 кресел. В итоге мы получили один самолет на 99 кресел, и все.

Как сейчас исправить эту ситуацию? Нам много рассказывали, что можно его удлинить до 130 кресел, но специалисты прекрасно понимают, что это невозможно в том виде, в котором он существует. Нужно переделывать весь самолет и даже использовать другой двигатель.

Либо «Суперджет» нужно как-то укоротить. Это тоже непросто и потребует большой переработки всего самолета, решения вопроса двигателя, но это более реалистично, чем удлинение. В любом случае, все это очень сложно. Получается, что мы сделали самолет вне рынка, такую вещь в себе, а теперь мучаемся с ним. При том, что по летным характеристикам это нормальная машина. Но не востребованная.

«СП»: — А что насчет других перечисленных трудностей?

— Это одна общая проблема — постпродажное обслуживание. Пока самолеты не продаются в разные точки Земного шара, нет необходимости вкладывать большие деньги в создание центров технического обслуживания в этих регионах. Строительство таких центров предполагает не только огромные вложение, но и создание складов запчастей, и обеспечение номенклатуры. В одном таком складе может находиться запчастей на миллиард долларов. Если в регионе летает два самолета, нет смысла создавать такой центр. Максимум — линейную станцию для текущего обслуживания.

Ну а с другой стороны, в этих регионах не спешат покупать «Суперджеты», потому что нет технического обслуживания. Вот и получается замкнутый круг.

Хорошо, что ГТЛК готовы взять на себя техобслуживание и формирование базы запчастей. Вот только они же опять попросят для этого денег из бюджета. Нет у них собственных средств для того, чтобы создавать такие большие сложные структуры. Даже на приобретение «Суперджетов» они получают деньги из бюджета. А склады и запчасти значительно дороже самолета.

Как-то этот вопрос надо решать, но пока что он не решен даже в самой России. На сегодняшний день у «Аэрофлота» бывает, что не летает до половины «Суперджетов». И это не потому, что это плохой самолет. Они не летают в основном потому, что стоят в очереди на плановое техническое обслуживание, без которого не имеют права летать.

Почему именно Superjet? Да потому, что когда у «Аэрофлота» есть дилемма, какой самолет обслужить в первую очередь в техцентре, он делает это с большим самолетом, который перевозит больше пассажиров. А «Суперджеты» обслуживаются по остаточному принципу, когда появляется окно.

Еще год назад была озвучена программа по созданию специализированной базы техобслуживания, большого склада запчастей с помощью разработчика. Вроде бы, были даже заключены какие-то соглашения, но я так и не знаю, чем это кончилось. Даже здесь в Москве, где находится основная масса «Суперджетов», не решен вопрос с обеспечением ремонтом и запчастями.

«СП»: — Можно ли как-то исправить ситуацию, или «Суперджет» окончательно превращается в «чемодан без ручки»?

— Вопрос в том, что будет происходить дальше. Либо мы понимаем, что спрос на «Суперджеты» останется таким же единичным, и нет смысла тратить гигантские деньги на создание большой инфраструктуры для его обслуживания. И тогда просто концентрируем усилия на территории Российской Федерации, чтобы хотя бы у нас они летали нормально.

Либо мы делаем предположение, что они все-таки будут продаваться, правда, не знаю, на основании чего. Значит, нужно вкладываться, создавать инфраструктуру, и опять-таки, государству давать на все это деньги.

Мне кажется, что нужно подойти к этому вопросу рационально и понять, что нужно сделать, чтобы поддерживать продажи на более-менее реалистичном уровне. А затем оценить, какой нужен объем инвестиций, чтобы обеспечить количество уже построенных самолетов техническим обслуживанием, постпродажной поддержкой и запчастями.

Есть контракт с «Аэрофлотом» на сто самолетов, значит, нужно понимать, что необходимо создавать такую техническую базу, которая нужна для поддержания летной годности этого парка воздушных судов. Других серьезных контрактов пока не просматривается. Реализация контракта с «Аэрофлотом» займет четыре-пять лет. Есть время на создание системы техподдержки.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer