Как выяснил “Ъ”, полномочный представитель Совета федерации в госорганах по вопросам развития Дальнего Востока Анатолий Широков обратился к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой включить в перечень системообразующих организаций российской экономики 12 региональных авиакомпаний: «Аврору», «Ираэро», «Аэросервис», «Сибирскую легкую авиацию», «Ямал», «Якутию», «Полярные авиалинии», «Хабаровские авиалинии», «Камчатское авиационное предприятие», «Чукотавиа», «Национальную службу санитарной авиации» и «Русские вертолетные системы».
Правительство утвердило перечень системообразующих предприятий 27 марта. Компании, попавшие в него, смогут рассчитывать на первоочередную помощь властей, в том числе на получение льготных кредитов, госгарантий по инвестпроектам, рефинансированию долгов и другие меры поддержки. По информации “Ъ”, в перечне сейчас «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», Utair, аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково.
Анатолий Широков предлагает сформировать специальный резервный фонд для оперативной помощи авиакомпаниям, помочь им с лизинговыми и страховыми платежами за воздушные суда (в том числе штрафами за досрочное прекращение договоров лизинга), компенсациями сотрудникам во время вынужденного отпуска или сокращения, а также услугами по стоянке и охране судов в аэропортах. Предлагается продлить до конца года действие сертификатов летной годности воздушных судов — по данным “Ъ”, их продление становится проблемой из-за отмены командировок госслужащих в регионы. Сенатор также хочет до конца года заморозить цены на авиакеросин, освободить предприятия гражданской авиации от налогов до восстановления объемов производственной деятельности, обнулить ставку таможенных пошлин на ввозимые для авиакомпаний оборудование и запчасти. Перевозчиков с госучастием он предлагает освободить от выплаты дивидендов за 2019–2020 годы.
В правительстве не ответили на вопросы “Ъ”.
В «Чукотавиа» (принадлежит властям Чукотки) поддерживают идею: «Этот статус должен обеспечить приоритет по работе в своем регионе: заход других авиакомпаний в регион работы системообразующего предприятия будет возможен только по согласованию с ним». Там уточнили, что пока в целом пассажиропоток сократился с начала года незначительно, так как в зимний период он и так невысок.
«Мы, как и все перевозчики, видим нестабильный спрос. На некоторых местных маршрутах на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири объем перевозок не падает, но межрегиональные перевозки сокращаются. Мы потеряли пассажиров на всех международных направлениях»,— говорят в «Ираэро».
Власти Хабаровского края (контролируют «Хабаровские авиалинии») также поддерживают внесение перевозчика в перечень. «С прошлой недели по решению краевого правительства прекратились перевозки вахтовиков на отдаленные предприятия, в связи с чем пассажиропоток упадет на 10%», сказал министр транспорта и дорожного хозяйства края Валерий Немытов. По его оценке, доходы упадут примерно на 250 млн руб., и для покрытия нужна помощь федерального центра.
Глава Infomost Борис Рыбак уверен, что единственный способ сохранить воздушный транспорт в России в изменившихся условиях — компенсировать авиакомпаниям все доходы, которые те получали до начала эпидемии. Он добавил, что поддержать необходимо все авиакомпании, сохранившиеся на рынке к настоящему времени. Если и сегодня не поддержать авиакомпании или поддерживать их выборочно, то часть территории России просто лишится авиатранспорта, полагает эксперт, потому что никто из крупных перевозчиков не разместит часть флота, например, в Якутске. Аэропорт Чебоксар, например, с 1 апреля уже приостанавливает работу «из-за ухода перевозчиков».