Объем бронирований авиабилетов на неделе с 30 марта по 5 апреля 2020 года по сравнению с тем же периодом 2019 года упал на 59%, отмечают аналитики сервиса Aviasales. Не помогло удержать пассажиров даже снижение цен. Средний чек снизился на 13% до 5 546 рублей. По данным компании Biletix, снижение составило 30%.
Сейчас падение на внутреннем рынке авиаперевозок нарастает. Если бронирования с вылетом на неделе с 23 по 29 марта по сравнению с предшествующей неделей снизились на 37%, то на следующей неделе (с 30 марта по 5 апреля) снижение составляет 57%, отмечают в Aviasales. Впрочем, показатель может измениться после того, как этот период был объявлен нерабочим.
Объем бронирований авиабилетов на июнь-июль 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года упал на 36,5%, при снижении среднего чека на 12%, до 9 950 рублей. Однако к лету тенденция может измениться, каждый второй путешественник покупает авиабилеты за несколько дней до вылета, то есть в последний момент, отмечают аналитики.
Тем не менее, внутренние авиалинии не помогут заместить выпадающие доходы из-за закрытия международных маршрутов, считают эксперты. Удельная выручка на пассажиро-километр на внутренних рейсах значительно ниже, чем на международных маршрутах, поясняет "РГ" старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам "Эксперт РА" Дмитрий Сергиенко.
На рынке создается избыток провозных емкостей, признали в беседе с "РГ" представители авиакомпаний. "В текущей ситуации крайне сложно принимать долгосрочные решения. Мы рассматриваем все доступные возможности задействовать самолеты на внутренних направлениях", - в частности, отметили в S7.
К тому же сейчас началась волна возврата уже купленных билетов по России из-за отмены многих мероприятий и введения карантина. В S7 пассажирам, купившим билеты до 4 марта предлагают обменять их на более поздние даты или другие направления. В авиакомпании "Уральские авиалинии" пояснили "РГ", что пассажиры, которые имеют билеты на российские направления, но вынуждены отказаться от перелета по причине отмены мероприятия, "могут оформить возврат денежных средств в соответствии с правилами применения тарифа".
На фоне усугубляющейся ситуации агентство Fitch накануне изменило прогноз по рейтингу крупнейшего российского авиаперевозчика - "Аэрофлота" на "негативный". Выручка на пассажиро-километр у компании снизится на 100% в апреле-мае 2020 г. и на 80% в июне относительно предыдущих ожиданий, а затем начнет постепенно восстанавливаться, полагают аналитики. Как подчеркнул представитель Fitch в беседе с "РГ", данные заключения касаются только конкретной авиакомпании и не относятся ко всему рынку.
Для российской авиационной отрасли в целом наступает сложный период, даже при благоприятном сценарии при отсутствии поддержки ее ожидает череда дефолтов и банкротств, отметил в беседе с "РГ" заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. По его мнению, в зоне риска находится вся отрасль, за исключением "крайне небольшого числа компаний". В 2019 году доходов российских авиакомпаний едва ли хватало на покрытие операционных расходов, лизинговых платежей и процентных расходов по займам. В 2020 году очевидно возникнет куда более существенный дефицит, говорит эксперт. Для сохранения отрасли необходимы скоординированные меры поддержки, считает он.
Возможность банкротства авиакомпаний ранее признали в Росавиации. По оценкам ведомства, убытки авиакомпаний до конца года могут превысить 100 млрд рублей.
В первоочередном пакете мер правительства предусмотрена отсрочка по взысканию налогов для предприятий туристической и авиационной отраслей.