Управделами президента России просит правительство через своих представителей в совете директоров АО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) повлиять на политику аэропорта по предоставлению услуг залов обслуживания официальных лиц и делегаций (ЗОЛД), говорят собеседники “Ъ”, знакомые с конфликтом. В обращении управделами президента говорится, что МАШ отказался предоставить под ЗОЛД помещения в новом международном терминале C, открытом в январе, несмотря на то что управление просило сделать это с 2017 года. На данный момент в Шереметьево уже действуют три ЗОЛД — в терминалах B, D, F.
«Предложение о выделении ЗОЛД в терминале С не может быть реализовано, так как обустройство ЗОЛД не предусмотрено утвержденной проектной документацией»,— добавили в аэропорте. При этом там готовы предоставить выделенную стойку в VIP-зале терминала С для обслуживания официальных лиц и делегаций, применяя утвержденные управделами тарифы.
Собеседник “Ъ” в одном из крупных российских аэропортов отмечает, что «нигде не говорится, что ЗОЛД должен быть в каждом терминале». «Строительство 1 кв. м нового терминального комплекса стоит примерно €5 тыс., и строить дополнительный ЗОЛД — слишком дорогое удовольствие для любого оператора. Высшие должностные лица вполне могут быть обслужены в одном из действующих залов в другом терминале Шереметьево перед вылетом»,— считает он.
Аэропорт якобы пытался в нарушение постановления правительства №1116 и приказа управделами №124 ограничить доступ федеральных вице-премьеров, министров, глав регионов, председателей Совета федерации, Госдумы и их заместителей. Кроме того, в управделами утверждают, что оператор аэропорта с 2016 года, используя свое доминирующее положение на рынке, увеличивает цены на предоставляемые сервисные услуги несоразмерно темпам инфляции и навязывает условия, ограничивающие возможность управделами обслуживать клиентов ЗОЛД своими силами.
В управделами президента РФ, правительстве, Минтрансе и ФАС не ответили на вопросы “Ъ”.
Партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт отмечает, что постановление правительства №1116 не содержит оговорок, позволяющих оператору аэропорта вносить корректировки в список обслуживаемых лиц. Но оператор может предложить скорректировать перечень.
Он полагает, что аэропорт может отказать в заключении договора, но в этом случае его действия вступят в противоречие с приказом управделами президента. «Каким образом данный спор может решиться в суде, предположить достаточно сложно с учетом отсутствия практики по аналогичным делам. До сих пор, очевидно, никто с подобным решением управделами не спорил»,— сказал господин Иккерт.
Он добавил, что цены на обслуживание в ЗОЛД формируются на основании обоснованных затрат. «Фактически нормативной базой предполагается, что ценообразование зависит не столько от желания аэропорта заработать на размещении ЗОЛД или компенсировать недополучаемые доходы из-за невозможности размещения VIP-зала, пункта торговли или общественного питания на этих площадях, сколько от решения управделами президента. Но при наличии документов, подтверждающих обоснованность повышения стоимости обслуживания ЗОЛД, у администрации МАШ есть все шансы свои интересы защитить, даже если это ведет к росту бюджетных расходов»,— считает юрист.