Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лучший носитель "Цирконов" – самолет


24 марта 2020 года Максим Климов, Военно-промышленный курьер


Гиперзвуковым средствам поражения уделяется ныне очень большое внимание. Они наделяются способностями чудо-оружия.

Стоит разобраться, в чем сила и слабость боевого гиперзвука. Для начала уточним терминологию. Гиперзвуковой принято называть скорость более 5 Махов, то есть пяти скоростей звука, которая не является константой и зависит от условий, в первую очередь высоты и температуры среды.

Первыми такими боеприпасами были головные части баллистических ракет (особенно межконтинентальных), имеющие скорость входа в атмосферу на уровне 5–7 километров в cекунду (более 15 М). То есть сам по себе гиперзвук в оружии не является новинкой уже более 60 лет. Более того, первый успешный перехват такого объекта был выполнен еще в 1961 году в СССР ракетой В-1000 с осколочно-фугасной боевой частью на высоте 25 километров. Скорость боеголовки перед уничтожением составляла 2,5 километра в секунду, скорость противоракеты – 1 километр в секунду («Между строк секретной телеграммы»).

На «тактическом уровне» новые подкалиберные снаряды танковых пушек – также фактически гиперзвуковой боеприпас на начальной стадии траектории. В чем же особенность «нового гиперзвукового оружия»?

“Возможность точно отстреляться «Цирконами» вызывает вопросы”

В первую очередь в способности совершать управляемый полет по сложной траектории, что очень существенно при преодолении систем обороны противника. При этом нужно понимать цену вопроса: к примеру, гиперзвуковой «Авангард» на МБР УР-100Н УТТХ устанавливается вместо шести «обычных» (неуправляемых, летящих по баллистической траектории), но тоже гиперзвуковых боевых блоков индивидуального наведения.

Однако самый острый вопрос «нового гиперзвукового оружия» – системы самонаведения и коррекции. Очень высокие скорости в атмосфере формируют вокруг боеприпаса оболочку плазмы. Соответственно работа классических головок самонаведения и средств связи невозможна. Решения здесь может быть только два: или снижать скорость (после чего наш боеприпас становится просто сверхзвуковым с высокими значениями числа М), или каким-то способом обеспечить «вывод за плазму» антенн связи и наведения. Теоретически и технически такое возможно. Однако нужно объективно понимать, что это приводит к серьезному ограничению характеристик каналов связи и наведения (в сравнении с возможностями «классических ракет»).

«Новому гиперзвуковому оружию» для эффективного применения необходимо очень точное целеуказание, требования к которому оказываются много выше, чем, например, для обычных противокорабельных ракет оперативного назначения (скажем, комплекса «Гранит»). Проблемы с целеуказанием усложняют поражение подвижных целей.

Несмотря на то, что для «Кинжала» заявлена возможность поражения подвижных морских целей и более того – технически осуществимо проведение испытаний, которые покажут реальный результат (просто за счет того, что параметры движения мишени будут заранее точно известны), применение комплекса при огневом и радиоэлектронном противодействии противника окажется нетривиальной задачей.

Очевидно, что именно в этом ключевое различие между «Кинжалом» и «Цирконом»: последний будет иметь гораздо более совершенные «мозги» и средства обнаружения. Но при этом все физические ограничения гиперзвука справедливы и для него, то есть на том же «Ониксе» возможности таких же «мозгов и средств обнаружения» будут много выше по объективным физическим причинам.

Проблемы целеуказания имеют решения, но только в виде комплексной системы разведки на ТВД, а не «набора» слабо связанных отдельных систем и комплексов, включая и космического базирования. Здесь полезно вспомнить, что даже МКРЦ «Легенда» («Войну за Фолкленды в Генштабе СССР смотрели в прямом эфире») имела серьезные ограничения по возможностям целеуказания в реальных боевых условиях, вплоть до того, что необходимо было разворачивать специальные «носители визуальных средств» – воздушные (самолеты-разведчики) и подводные (подводные лодки разведывательно-ударной завесы) для перепроверки данных.

В любом случае здесь очень большую роль играет авиация, и развертывание «Кинжалов» на таком носителе, как МиГ-31, – решение правильное.

Но возникает вопрос: а что «Циркон»? Почему ВМС Индии сразу осознали ценность и необходимость «БраМоса» на авиационных носителях, а у нас «Оникс» (в пусковые которого будет грузиться и «Циркон») летает только с кораблей и подлодок? И если для «Оникса» вопросы целеуказания еще хоть как-то могут быть решены теми средствами разведки, которые имеет флот (в том числе и новыми, например космической «Лианой»), то для «Циркона» эти требования много выше и жестче. Соответственно сама возможность в реальных боевых условиях точно отстреляться с кораблей (и особенно подлодок) «Цирконами» вызывает вопросы.

Необходимо понимать и высокую стоимость «нового гиперзвукового оружия», соответственно объективно ограниченное его количество. С учетом наличия у противника большого количества целей серия необходимых для их поражения гиперзвуковых ракет находится за пределами финансовых возможностей любого государства на планете, и основой боекомплекта неизбежно будут «обычные ракеты», а гиперзвук лишь средством качественного усиления – для поражения наиболее ценных и прикрытых ПВО объектов. Стрелять гиперзвуком мимо цели (или по ложным целям), фактически «золотыми пулями» – не самая лучшая идея.

Соответственно лучший носитель «Цирконов» – самолет. Находясь в составе ударной группы, он имеет свои средства доразведки и управления (являясь по сути разведывательно-ударным комплексом), а с одного ТВД на другой может быть переброшен в самые короткие сроки.

При проработке вопросов модернизации и морского применения истребителя-бомбардировщика Су-34 идея использования с него «Цирконов» была предложена автором статьи, и реальность этого (причем с размещением на самолете нескольких таких ПКР) подтверждена главным конструктором Ролланом Мартиросовым («Су-34 просится в море»).

Заметим, что в условиях продолжающегося острого кризиса с подводным оружием ВМФ РФ, делая ставку на морские носители «Цирконов», мы даем противнику возможность просто расстрелять драгоценные ракеты торпедами прямо в пусковых.

Очевидные выводы. Новые образцы гиперзвукового оружия существенно увеличивают боевые возможности Вооруженных Сил, в том числе ВМФ. Вместе с тем эффективное применение требует не просто хорошей системы разведки и целеуказания на ТВД, а реального решения имеющихся проблем на необходимом уровне, иначе дорогостоящие гиперзвуковые боеприпасы уйдут в «молоко». Именно это сегодня наиболее сложная техническая и организационная проблема. Самый эффективный носитель «нового гиперзвукового оружия» – самолет. Соответственно встает задача воссоздания морской ракетоносной авиации ВМФ. Размещение такого оружия на кораблях целесообразно как дополнительный боекомплект к штатным (и основным) «Ониксам» и «Калибрам». С учетом финансовых ограничений новые гиперзвуковые ракеты не могут являться основой боекомплекта (которой будет «классика» типа «Калибра»), а должны рассматриваться как дополнительное средство «качественного усиления» для поражения наиболее ценных и прикрытых ПВО целей.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer