Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эксперты предупредили о потере авиакомпаниями 360 млрд руб. из-за вируса


17 марта 2020 года Мария Кокорева, РБК


Российские авиакомпании в случае закрытия всех международных направлений могут потерять 360 млрд руб. выручки, подсчитали аналитики Bain. Это сопоставимо с выручкой «Аэрофлота» от полетов за рубеж за весь 2019 год.

Возможное закрытие международного сообщения из-за пандемии коронавируса COVID-19 для российских авиакомпаний может привести к сокращению их прямой выручки на 360 млрд руб. до осени 2020 года, подсчитали для РБК эксперты консалтинговой компании Bain & Company.

За основу расчетов они брали объем перевозок по десяти крупнейшим российским авиакомпаниям («Аэрофлот», S7, «Россия», «Победа», «Уральские авиалинии», Utair, Nord Wind, Azur Air, PegasFly и NordStar) на международных рейсах с апреля и до конца декабря 2019 года, а также средний уровень дохода от международных перевозок на кресло-километр. «Данный сценарий (закрытие всех международных рейсов. — РБК) приведет к значительным убыткам для российских авиакомпаний, так как международные линии обычно являются источником прибыли и позволяют покрыть убытки, которые авиакомпании несут на внутренних линиях», — пояснил эксперт авиационной практики Bain & Company Сергей Зайцев.

В случае полной приостановки выполнения рейсов за рубеж авиакомпании не будут нести переменные расходы (их размер изменяется в зависимости от объема предоставленных услуг и товаров), которые обычно составляют около 40–50% от всех расходов: это керосин, аэропортовые сборы, обслуживание пассажиров, поэтому общие прямые убытки могут быть на уровне 180–215 млрд руб., говорит Зайцев.

Но прекращение международных рейсов приводит к потере трансферных пассажиров внутри страны в зависимости от масштабов сети каждой компании. Дополнительный убыток от этого может составить 5–20% выручки, добавляет эксперт Bain. Например, часть пассажиров, летевших на рейсе Москва — Верона, могли начать свою поездку в Санкт-Петербурге или Саратове, указывает он. В результате общие убытки авиакомпаний могут достичь 190–260 млрд руб., подсчитал Зайцев.

Куда уже нельзя летать российским авиакомпаниям

Сейчас в России из-за распространения эпидемии коронавируса действует ограничение на полеты в Китай, Южную Корею, Иран, а также во все страны Евросоюза, Норвегию и Швейцарию. Запрет на полеты в европейские страны, кроме их столиц, начал действовать с понедельника, 16 марта, так как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) назвала Европу эпицентром пандемии этого вируса. А уже вечером 16 марта глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила главам стран ЕС на месяц закрыть въезд на свою территорию. К тому же несколько стран, включая Узбекистан, еще раньше закрыли границы для иностранцев, а, например, Израиль ввел обязательный двухнедельный карантин для туристов.

«Международного авиасообщения у нас уже почти не осталось.<...> Такого, чтобы страны закрывали авиасообщение между друг другом, еще не было», — заявила в интервью Forbes председатель совета директоров S7 Татьяна Филева. По ее словам, в S7 прорабатывается самый жесткий сценарий под названием «Ж», который предполагает, что будет «полностью закрыта вся международка», а внутри страны произойдет падение спроса, которое характеризуется снижением тарифа на билеты до 10%. Но этот сценарий «крайне маловероятен», считает она.

РБК направил запрос в пресс-службу Минтранса и в оперативный штаб с вопросом о том, возможно ли ограничение полетов на всех международных направлениях.

Выручка «Аэрофлота» от международных перевозок в 2019 году составила 322,4 млрд руб., или 57,87% от общей выручки компании от регулярных пассажирских перевозок. Почти половина этой суммы (145,9 млрд руб.) — выручка от полетов в Европу и обратно. У S7, которая занимает второе место среди крупнейший российских авиакомпаний, 35% выручки приходится на иностранные рейсы. «Авиакомпания будет нести большие потери», — отметила Филева, не назвав размер ожидаемых потерь.

Официально правительство, Минтранс и сами авиакомпании не называли убытки от закрытия направлений. РБК направил запросы в «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и Utair.

Как компании могут справиться с кризисом

Распределить освободившиеся самолеты по другим направлениям. «Мы сейчас в основном работаем с расходами и разыгрываем разные сценарии, куда мы можем поставить самолеты. В первую очередь это внутренние рейсы», — отмечает Татьяна Филева. «Но нельзя сказать, что у нас есть выверенный план. Я думаю, его сейчас нет ни у одной авиакомпании. Все следят за действиями друг друга и стараются оперативно реагировать», — добавила она.

Сейчас авиакомпании будут искать возможность задействовать освободившиеся самолеты на альтернативных направлениях, соглашается Сергей Зайцев. Но, по его данным, эффективность таких мер в среднесрочной перспективе (до августа-сентября) «крайне ограничена» из-за роста конкуренции и возможного избытка предложения перелетов по стране. Это, в свою очередь, может привести к снижению цен на билеты. Положительно на финансовом результате может сказаться удешевление керосина, подчеркивает эксперт Bain.

Заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие российские авиакомпании, кроме «Аэрофлота») Борис Шокуров сказал РБК, что перевозчики для сокращения издержек при аренде самолетов будут вести переговоры с лизинговыми компаниями о снижении лизинговой ставки, а также о сдвиге поставок новых самолетов на более поздний срок.

Президент «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков ранее передавал РБК через пресс-службу, что одна из мер поддержки отрасли — снижение НДС при полетах из регионов в Москву в течение всего 2020 года. Сейчас НДС на полеты в Москву и Московскую область (Жуковский) составляет 10%, для полетов в обход столицы налог был обнулен в апреле 2019 года.

В понедельник, 16 марта, премьер Михаил Мишустин заявил, что для туристической и авиационной отраслей будет действовать отсрочка по взысканию налогов. Кроме того, власти сформируют антикризисный фонд на 300 млрд руб. для всех сфер экономики, включая авиакомпании.

Государство должно предлагать механизмы поддержки авиакомпаний, признает Филева. Но она напоминает, что до сих пор перевозчики не получили компенсаций ни за резкий рост цен на топливо в 2018 году, ни за прекращение полетов в Грузию летом 2019 года, несмотря на поручения президента Владимира Путина. «Никаких возмещений не было. Поэтому мы уже ни на что не надеемся», — заключает она.

Первой в мире авиакомпанией, приостановившей полеты из-за коронавируса, стала латвийская AirBaltic. Об этом она объявила в субботу, 14 марта. Компания выполняла около 450 рейсов в неделю из своего основного хаба в Риге и около 50 рейсов в неделю из Таллина. Ранее, 5 марта, в том числе из-за распространения вируса, обанкротился британский лоукостер Flybe.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer