Сообщения о проблемах авиакомпаний по всему миру напоминают сводки коронавируса. Обанкротился британский перевозчик Flybe, наполовину сократила полеты немецкая Lufthansa, большие убытки у израильской El Al, отменяют рейсы американские Delta Air Lines и American Airlines — и так далее. И везде одна и та же причина: коронавирус.
Дело не только в нем, у многих перевозчиков были и другие экономические болезни, а эпидемия лишь стала спусковым крючком. Но она уже перерастает в серьезнейшую для отрасли проблему. Весной люди планируют летний отдых и покупают билеты, а сейчас резкий спад. Куда-то запрещено летать, и неизвестно когда разрешат. Да и просто боятся: перспектива прилететь и провести две недели отпуска на карантине вряд ли кого-то обрадует. В итоге авиакомпании недополучают доходы, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
«Все приостановили свои планы (пока хочется верить, что приостановили) и находятся в режиме ожидания. А это означает, что авиакомпании не получают сейчас выручку от будущих продаж. То есть мало того, что они сейчас уже не могут летать по множеству направлений, так у них еще и продажи прекратились. И все это вкупе с тем, что мы не видим границы эпидемии, когда она закончится, когда она повернется вспять. Это говорит о том, что авиационная индустрия будет в глубочайшем кризисе».
Все нарастает как снежный ком. Только в странах АТР в первом квартале пассажиропоток сократился на четверть. Аэропортам это будет стоить 3 млрд долларов. Цифра не окончательная, потому что когда паника из-за коронавируса закончится, не знает никто. Убытки авиакомпаний подсчитывать рано, потому что они растут с каждым днем. У нас пока сообщений о грядущих банкротствах не было. Но резкое сокращение международных рейсов, в первую очередь китайское, израильское, итальянское направления, конечно, скажется на наших перевозчиках. У нас ситуацию, вообще, можно назвать идеальным штормом. Мало того, что люди перестают летать, еще и подорожала валюта, замечает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
«Авиакомпании несут большинство издержек в валюте: это и стоимость воздушных судов, это и стоимость экипажей, потому что зарплаты платятся в рублях, но рынок мировой и, соответственно, пилоты уходят туда, где им выгоднее работать. А это и вопрос запчастей, вопрос ремонта в большой степени — локализован ремонт, но тем не менее все равно он очень сильно привязан к валютной составляющей, поэтому издержки авиакомпаний сейчас в рублевой вырастут, при этом доходы рублевые расти не будут».
Предварительные прогнозы есть. Как недавно заявила Международная ассоциация воздушного транспорта, потери индустрии из-за коронавируса в этом году могут составить минимум 63 млрд долларов, или, может быть, и 113 млрд.
Единственный выход — это помощь государств. Налоговые льготы или прямые вливания средств — иначе болезни авиакомпаний перейдут на другие отрасли. Перевозчики закредитованы, самолеты в лизинге. Если им не помочь сейчас, то проблемы начнутся у банков, а значит — у всех. Начиная от крупнейших корпораций по всему миру, заканчивая продавцами матрешек в опустевшем аэропорту Владивостока, которые остались без покупателей.