Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кость в горле. Почему американцы надолго запомнили советский МиГ-17


3 февраля 2020 года Андрей Коц, РИА Новости


Более 40 стран-эксплуатантов, десятки войн и вооруженных конфликтов, выдающиеся тактико-технические характеристики — ровно 70 лет назад в воздух впервые поднялся прототип советского фронтового истребителя МиГ-17. Советский Союз построил восемь тысяч таких машин, еще почти три тысячи изготовили по лицензии за рубежом. "Семнадцатые" получились скоростными, маневренными, несли мощное бортовое вооружение. О том, где им довелось сражаться, — в материале РИА Новости.

На страже неба

Первые серийные МиГ-17 поступили в войска в 1951-м. Их сразу включили в систему противовоздушной обороны наравне с более ранними МиГ-15. В те годы СССР еще не хватало средств ПВО, и разведывательные самолеты вероятного противника частенько нарушали воздушное пространство страны. С ними особо не церемонились, стараясь сбить во что бы то ни стало.

Первую победу "семнадцатые" одержали 29 июля 1953-го. Американский самолет RB-50 проводил разведку над Казахской АССР. Борт вовремя обнаружили и подняли на перехват два истребителя с аэродрома Николаевка. Увидев МиГ-17, нарушитель открыл огонь из 12,7-миллиметровых пулеметов. Один из истребителей получил повреждения, после чего перехватчики сбили RB-50 своими 23-миллиметровыми пушками. Из 17 человек, находившихся на борту, выжил только один. Его задержали на земле.

Летом 1954-го Москва по просьбе Софии перебросила в Болгарию звено истребителей МиГ-17ПФ. В то время болгар сильно донимал американский самолет B-26 Invader, едва ли не каждую ночь наведывавшийся в гости. Местным перехватчикам никак не удавалось догнать нарушителя, который скрывался, стоило им подняться в небо. Советские истребители были более скоростными. МиГ-17 патрулировали болгарское небо по ночам. В одном из вылетов капитан Анатолий Жданович обнаружил B-26. Тот немедленно пустился наутек, но Жданович догнал его у греческой границы, открыл огонь и сбил.

Первого июля 1968-го пятерка МиГ-17 308-го истребительного авиаполка перехватила американский пассажирский самолет DC-8, вторгшийся в воздушное пространство СССР над Курильскими островами. Нарушитель не реагировал на сигналы и пытался уйти на недоступную МиГам высоту. Один из истребителей дал очередь из трех пушек по курсу движения DC-8 и вновь повторил сигнал "К посадке". Самолет приземлился на небольшом аэродроме на острове Итуруп.
На борту находились 214 американских военнослужащих, летевших во Вьетнам, в том числе три генерала. Чтобы уследить за всеми, на базе едва хватало охраны. Американские морпехи, впрочем, проявили железную дисциплину и во всем слушались советских военных. В итоге США принесли извинения за нарушение воздушного пространства и через трое суток DC-8 отпустили. Но перед этим особисты тщательно проверили самолет на наличие специальной разведывательной аппаратуры.

Вьетнамский опыт

В 1960-х годах СССР поставлял МиГ-17 Северному Вьетнаму. Именно этим самолетам досталась львиная доля воздушных боев с американской авиацией. За годы войны вьетнамцы сбили 143 вражеских летательных аппарата, потеряв 75 своих. Первую победу "семнадцатые" одержали четвертого апреля 1965-го. Четверка вьетнамских летчиков атаковала восемь американских ударных истребителей F-105 Thunderchief в небе над Тханьхоа. МиГ-17 превосходили машины противника в маневренности, поэтому пилоты без особого труда сбили два "Тандерчифа". С тех пор четвертого апреля во Вьетнаме отмечается День авиации.

Помимо побед над F-105 и "Фантомами", северовьетнамские асы, пилотировавшие МиГ-17, записали на свой счет самолет-разведчик. Американский RC-47D 29 июля 1966-го выполнял разведывательное задание в районе Сам Нео в Лаосе. Во время полета он пересек границу Северного Вьетнама в провинции Хоабинь. Самолет заметили с земли и передали информацию на ближайший военный аэродром. На перехват поднялся МиГ-17Ф. Пилот Лыу Хуа Бинь сбил машину противника в 35 километрах от города Хоабинь. Ему потребовался всего один заход.

МиГ-17 нередко использовали для ударов по наземным и морским целям. Так, 19 апреля 1972-го пара истребителей совершила налет на американский флот, ведущий огонь по побережью в районе Донг Хой. Под крыльями заранее установили бомбодержатели для боеприпасов калибра 250 килограммов. МиГ-17 приблизились к двум эсминцам ВМС США незамеченными, скрываясь в облаках, и спикировали на один из кораблей. Прямое попадание бомбой полностью разрушило орудийную установку. Однако моряки ответным огнем повредили один из самолетов. Это была первая воздушная атака на американские военные корабли со времен Второй мировой.

Без потерь

МиГ-17 широко применялись арабскими странами в многочисленных вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке. Дебютировал истребитель во время Суэцкого кризиса в 1956-м. В ВВС Египта преобладали самолеты МиГ-15бис, но были и 12 МиГ-17Ф. Основными противниками советских машин в этом конфликте выступали французские истребители MD-454 Mystere и MD-450 Ouragan ВВС Израиля. МиГ-17 уверенно одержали несколько воздушных побед без потерь со своей стороны. В бою над аэродромом Кабрит тройка "семнадцатых" сбила три израильских "Мистэра".

В начале 1960-х СССР поставил несколько МиГ-17 в КНДР. Двадцатого апреля 1961-го в воздушное пространство страны вторгся истребитель F-86 Sabre ВВС Южной Кореи, пилотируемый американским военным советником Делином Андерсоном. Пара МиГ-17 быстро настигла нарушителя и в ходе короткого боя подбила "Сейбр". Истребитель попытался совершить вынужденную посадку на авиабазе Кунсан, но разбился. А 27 апреля 1965-го два МиГ-17ПФ успешно перехватили реактивный разведывательный самолет RB-47 ВВС США. Борт был сильно поврежден огнем 23-миллиметровых снарядов, однако экипажу удалось отогнать истребители очередями из кормовой установки. Подбитый самолет-разведчик приземлился в Японии. Из-за полученных повреждений так и не был восстановлен.

К слову, КНДР — единственная страна, до сих пор сохранившая на вооружении истребители МиГ-17Ф, а точнее, их китайские копии J-5. Самолет, впервые поднявшийся в воздух 70 лет назад, все еще способен воевать.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBmmNZ
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/cars/kamaz/price/ по этой ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer