Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия продолжит вкладываться в Superjet


26 февраля 2020 года Полина Матюхина, Журнал "Компания"


У российского самолета тяжелая судьба. Несмотря на огромные бюджеты, выделенные на его разработку, крупные компании за рубежом отказываются эксплуатировать российский лайнер. Тем не менее ВЭБ.РФ обратился в кабмин за средствами на поставку Superjet для «Аэрофлота». Сколько Россия вложила в этот проект и почему его продолжают активно поддерживать в стране – в материале журнала «Компания».

На продвижение российского лайнера госкорпорация ВЭБ.РФ просит у правительства 70 миллиардов рублей. Сообщается, что они пойдут на финансирование лизинговых поставок ста машин Sukhoi Superjet для «Аэрофлота» — крупнейшего эксплуатанта этих самолетов в стране. Саму сделку председатель ВЭБа Игорь Шувалов назвал «сложной» и «требующей ликвидности», а затем оценил ее в 3,8 миллиарда долларов.

Такие меры означают лишь одно: российский самолет продолжат продвигать на рынке, несмотря на отказы иностранных авиакомпаний использовать Superjet. Известно, что в августе лайнер лишился своего последнего покупателя из-за рубежа — мексиканской Interjet — оставив «Аэрофлот», возможно, единственным покупателем данного самолета в 2020 году.

Чемпион по небезопасности

Иностранные эксплуатанты SSJ ссылались на одни и те же проблемы в использовании самолета — он значительно проигрывал своим конкурентам по среднему налету. Так, в 2019 году «Аэрофлот» сообщал, что лайнеры «Сухого» летают лишь 3,3 часа в день, в то время как даже старые Embraer в России проводят в воздухе по 5-6 часов.

Проблемы в эксплуатации участники рынка также связывают со сложностями при ремонте. За долгие годы существования проекта разработчики так и не смогли наладить систему обслуживания судна, из-за чего малейшая поломка SSJ 100 приводила к долгому простою. Из-за этого в 2019 году от лайнера отказался единственный европейский заказчик — ирландская CityJet, а мексиканская Interjet даже разобрала Superjet на запчасти, чтобы сохранить работоспособность хотя бы части парка.

Впоследствии о проблемах с отечественным судном заявляли в Brussels Airlines: за 22 дня перевозчик отменил 92 рейса из-за поломок самолетов. Затем от Superjet отказались Lao Central Airlines, PT Sky Aviation и ArmAvia. Даже в «Аэрофлоте» SSJ 100 называли самым небезопасным самолетом в парке: только в 2018 году более половины инцидентов с лайнерами авиакомпании пришлось именно на него.

Стабильно в убыток

На создание отечественного самолета, введенного в эксплуатацию в 2011 году, Россия выделила крупные бюджеты. Только на разработку было потрачено 34 миллиарда рублей (из них 16 миллиардов — из казны). Еще 15 миллиардов рублей ушло на программу создания устанавливаемого на SSJ 100 двигателя SaM146.

В целом инвестиции в проект с 2003-го по 2016 год достигли 2 миллиардов долларов. При этом сумма вложений оказалась значительно выше той, что планировалась изначально, рассказал «Ко» летчик 1-ого класса и «Отличник Аэрофлота» Андрей Литвинов.

«Смета была превышена в восемь или девять раз. За это никого не посадили и даже не обвинили. Идет разграбление и растаскивание проекта. Просто взяли, принесли смету на подписание и выделили деньги. Я допускаю превышение бюджета в два раза, но не в десять!» — заявил он.

Более того эти суммы не включают убытки производителя и поддержку спроса. Из года в год «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) продолжают уходить в глубокий минус. За девять месяцев прошлого года выручка компании от производства и поставок воздушных судов сократилась сразу в 12 раз, а общая выручка компании — в 4,5 раза. Чистый убыток при этом увеличился почти в 2,5 раза, достигнув 1,9 миллиарда рублей.

Кроме того, чтобы поддержать спрос на отечественный авиапром, в 2015 году была запущена госпрограмма гарантирования остаточной стоимости. По ней лизингодателям выплачивались компенсации в случаях, если рыночная стоимость самолета после нескольких лет эксплуатации оказалась меньше прогнозной. За три года государство потратило на эти цели 2,3 миллиарда рублей.

«Маниакальная настойчивость»

Деятельность ГСС (недавно стала филиалом ПАО «Корпорация “Иркут”») по разработке Superjet включена в Федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиации России на 2013-2025 год». В связи с этим компания регулярно получает финансовую помощь от правительства.

«Государство вложило не мало ресурсов в развитие высокотехнологичной продукции, а потому бросать поддержку производства Sukhoi Superjet только из-за полного отказа на эксплуатацию из-за рубежа неверно. Самолет технологически современный, его уже излечили от “детских болезней”, но без поддержки государства такие сложные проекты просто не поднять», — считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Эксперт объяснил, что в течение нескольких лет «Аэрофлот» будет возвращать полученные деньги, и, в конечном счете, от каждого вложенного рубля государство получит десять. «Это глобальная схема, которая поддерживает и авиапром, и страну. По сути мы стоим в начале возрождения нашего гражданского самолетостроительства, создания собственного Airbus», — уверен Гусаров.

Вместе с тем редактор Avia.ru назвал самолет очень нишевым и окрестил его «региональным переростком», недотягивающим до полноценных магистральных лайнеров. Его задачи — межрегиональные перевозки с невысоким пассажиропотоком или в низкий сезон, признал Гусаров.

В «Аэрофлоте» позиция по Sukhoi Superjet куда более категорична. По мнению летчика Андрея Литвинова, этот самолет изначально был в России не нужен, так как он не может полноценно справиться со своей миссией.

«Нужно полностью пересмотреть этот проект: он убыточный и бесперспективный. Это маниакальная настойчивость. Надо признать этот проект неудачным и перейти к другому. У нас есть те же Як-40 и Ан-24, которые нужно просто доработать», — убежден он.

Найти применение Superjet в России — задача нецелесообразная, но реальная, считает Литвинов. Однако дальнейшие поставки самолетов продолжат наносить удары по имиджу «Аэрофлота».

«"Аэрофлот" — единственная авиакомпания, которой удается вывернуть руки и пихнуть свой недоделанный самолет. У нас госкомпания, и мы не можем им отказать. А сам самолет пригодится, потому что из этих ста лайнеров 50 будут летать, а с остальных будем снимать запчасти и ставить на другие самолеты», — заключил летчик.



комментарии (1):

Крен 15      28/02/2020 [15:07:36]#1
А почему Литвинов тогда сам не летает на Ан-24 или Як-40? И вообще интересно почему пилот который никогда не летал на типе начинает о нем судить?
Ну хорошо, давайте завтра остановим полеты Суперджетов, выведем его из всех парков, и забудем про него. И эти же самые люди начнут ныть: Вот в России ничего нет, она свои самолеты не производит и вообще ничего не может. Ну вот уровень алкаша, стыдно за него, вроде взрослый человек.
И почему это государство не может принудить купить Аэрофлот наши самолеты? Аэрофлот компания государственная, государство ей руководит в своих интересах. А если вы, товарищ Литвинов и сотовариутыльники такой умный, то пожалуйста, создавайте частную авиакомпанию. Сейчас так можно, в частной АК будете свои интересы отстаивать, какие хотите самолеты брать и развиваться. Аэрофлот строило государство и народ живущий в ней, народ строил наши самолеты, наш народ построил Аэрофлот. Ему в лице государства и решать, что в Аэрофлоте будут летать наши самолеты.













Материалы рубрики

Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные



Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer