Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пальцем в небо: почему военный Airbus "теряет высоту"


19 февраля 2020 года Владимир Добрынин, Известия


Транснациональная авиастроительная корпорация Airbus Industries опубликовала отчет за 2019 год. Результаты неутешительные: хотя объем продаж в €70,9 млрд стал рекордным за всю историю фирмы, амбициозная программа строительства военно-транспортных самолетов терпит фиаско. Более того, компания закончила год с убытком в €1,3 млрд, связанным с многомиллиардными штрафами, наложенными на Airbus по итогам нескольких антикоррупционных расследований. Что происходит с крупнейшим в мире производителем пассажирских самолетов и к чему приводят его «милитаристские» амбиции, разбирались «Известия».

Усталость металла

Разработка транспортника А400М Atlas началась еще в 1982 году. В 2003-м было подписано соглашение о предстоящих закупках серийных самолетов. В 2009-м первый экземпляр совершил испытательный полет в Севилье (детали, узлы и агрегаты самолета изготавливаются на заводах, расположенных во многих странах Европы, а финальная сборка летательного аппарата происходит в столице Андалусии). Результатами полета конструкторы были удовлетворены, военные — тоже. Портфель заказов на самолет к 2013 году составлял 181 машину. Германия заказала 60 штук, Франция — 50, Испания — 27, Великобритания — 25, Турция — 10, Бельгия — 7, Люксембург и примкнувшая позже всех Малайзия решили взять всего по одной машине. Вошедшие было в состав концессии Италия и ЮАР, поразмыслив, решили отказаться от дела.

9 мая 2015 года один из А400М, уже подготовленный для передачи Турции, должен был совершить испытательный полет. Попытка взлета с аэродрома в Севилье оказалась неудачной: практически сразу после отрыва от бетонки экипаж принял решение посадить машину. На вопрос башни, что происходит, ответ командира корабля был коротким: «Падаем». После чего четырехмоторная махина действительно грохнулась оземь. Четверо из шести человек, находившихся на его борту, погибли, двое по счастливой случайности выжили. Стоимость упавшего аппарата — €165 млн.

После расследования, тянувшегося год, в прессу утекли сведения, что «некоторые детали фюзеляжа разрушились по причине усталости материалов и неверно подобранных их комбинаций и сплавов». Деталей СМИ получить не удалось, поэтому большого шума вокруг происшествия не случилось. Просочилась лишь информация, что «трещинки в обшивке фюзеляжа возникали еще в 2011 году», но большого значения этому не придали — ведь ни один «четырехсотый» не упал из-за разрушения корпуса. Катастрофа не подтолкнула покупателей к отзыву своих заказов, но насторожила тех, кто числился среди новых потенциальных заказчиков. Индонезия, Египет, Мексика, Саудовская Аравия, Иордания и Южная Корея обозначили намерения приобрести от четырех до восьми лайнеров каждая, но, как выясняется сегодня, дальше демонстрации интереса не пошли.

Компания сочла это временными трудностями и занялась исправлением ошибок и недостатков в надежде на «всё будет хорошо». Расходы на программу в тот момент с планировавшихся €12 млрд выросли до €27 млрд, но это никого не остановило.

Дали слабину

Чуть позднее возникли вопросы к двигателям TP400-D6, производимым консорциумом Europrop International: выяснилось, что мощности у этих моторов маловато для самолета таких размеров. Да и по электрической части что-то не так — профсоюзы испанских военнослужащих добыли информацию, согласно которой А400М упал под Севильей по причине сбоя в электросистеме сразу у трех двигателей. Согласно данным, которыми располагает испанское издание El Confidencial, руководство концерна «запретило распространять какую-либо информацию о технических проблемах самолета». Но возникшая на борту «Атласа» ВВС Великобритании весной 2016-го ситуация с отказом мотора по той же причине привела к тому, что тайное стало явным. Англичанам, надо сказать, сильно повезло: у них остановился всего один движок, и на трех работающих они посадили машину без особых сложностей.

Недостаточная мощность и ненадежная электроника — далеко не полный список недостатков ТР400-D6. «Неправильно подобранные сплавы» имеются и в его деталях. Весной 2016 года было зафиксировано 14 случаев чрезмерного перегрева силового агрегата, а в редукторах некоторых из них была обнаружена металлическая стружка. В Airbus поспешили объявить, что «данную неисправность нельзя считать серьезной», однако это не мешает любому здравомыслящему человеку догадаться, что при образовании стружки в достаточном количестве она может заклинить редуктор.

Конструкторы ITP Aero (испанский субсидиарий Rolls-Royce, ответственный в консорциуме Europrop International за НИОКР) пообещали все недостатки устранить, но пока с выполнением явно не справились. Заменить же ТР400 на какой-то другой двигатель проблематично. Для этого пришлось бы серьезно переделывать модель — скорее всего, понадобилась бы новая развесовка на крыле.

Пришла расплата

По мнению El Confidencial, «на предприятии слишком увлеклись процессом экономии на расходах и нанимали слишком молодых инженеров-конструкторов, сажая их на оклады продавцов овощных лавок — от €30 тыс. до €40 тыс. в год».

В течение 2019 года, следует из отчета, программа А400М съела еще €3 млрд незапланированных расходов и объем общих затрат перевалил рубеж €30 млрд. Теперь, чтобы проект вышел на минимум рентабельности, вместо первоначально запланированной постройки восьми А400М в год требуется выпускать не менее 15 ежегодно в течение 10 лет. Откуда эти дополнительные заказы возьмутся, если наблюдается совершенно противоположный процесс? Португалия и Италия, согласовавшие практически все детали контрактов до последней запятой, в последний момент передумали подписывать бумаги.

Саудовская Аравия в 2017 году проявила большой интерес к закупкам 4–6 «Атласов», но реализации сделки помешала Германия, наложившая вето на поставки своего оружия саудитам в наказание за убийство журналиста Джамала Хашогги. Airbus — международная компания, но на детали немецкого производства, применяемые при сборке самолета эмбарго тоже распространяется и препятствует продаже.

Глядя на ситуацию с Саудовской Аравией, засомневались, стоит ли связываться с Airbus Объединенные Арабские Эмираты и Оман. В качестве потенциальных клиентов севильский сборочный завод рассматривает Египет, Мексику, Иорданию, но с ними вообще всё пока выглядит туманно.

Египет, получивший многомиллиардную помощь от США после прихода к власти в результате военного переворота Абдул-Фаттаха Ас-Сиси, охладел к европейским авиапроизводителям. В Мексике смена президента (Энрике Пенья Нетто на Андреса Лопеса Обрадора) повлекла и изменение приоритетов: Обрадор предпочитает закупать гражданские машины, а не военные.

Бразилия до избрания президентом проамерикански настроенного Жаира Болсонару сигнализировала о своем желании купить несколько «Атласов», но не успела реализовать это желание.

Нежелание учитывать нюансы, содержащиеся в требованиях разных заказчиков относительно комплектации, тоже сыграло свою роль в уменьшении клиентской базы А400М. В финансовом плане ударом по программе было и закрытие на три года производственных точек Airbus во Франции, Великобритании и США из-за проведения расследования по обнаруженным фактам коррупции. Внесудебные соглашения и штрафы вылились в сумму €3,6 млрд.

Справка «Известий»: Airbus A400M Atlas

Длина — 45,1 м, высота — 14,7 м, размах крыла 42,4 м, грузоподъемность — 37 т, масса пустого самолета — 76,5 т, максимальная взлетная масса — 141 т, крейсерская скорость — 780 км/ч, предельная — 825 км/ч. Оснащен четырьмя турбовинтовыми восьмилопастными двигателями Europrop International TP400-D6, 11000 л. с. каждый. Потолок — 12200 м, максимальная дальность полета с полной загрузкой — 3300 км, пустым — 8700 км. Минимальная длина ВПП — 900 м (грунт).




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer