Джобен Бевирт учился во втором классе, когда ему впервые пришла в голову идея воздушного судна, которое могло бы взлетать и приземляться как вертолет. В те времена, когда он возвращался из школы домой в поселение хиппи, где не было электричества и которое располагалось среди секвой на севере Калифорнии, ему приходилось подниматься в гору семь километров. «Это был ооооочень долгий подъем, ― смеется Бевирт. ― И я мечтал о путях попроще».
Четыре десятилетия спустя он приблизился к этой цели вплотную. На ранчо неподалеку от Мекки для серферов — Санта-Круз, в окрестностях которой он вырос, Бевирт тайно разработал электросамолет на шести винтах с изменяемым углом наклона. Создатель летательного аппарата утверждает, что устройство сможет перевозить пилота и четырех пассажиров на расстояние 240 км при скорости 320 км/ч и будет настолько тихим, что останется незаметным среди городского шума. По оценкам экспертов, изготовление пока не имеющей названия машины обойдется в сумму от $400 000 до $1,5 млн. Но бизнесмен надеется, что его разработка станет основой обширной сети авиатакси для перемещений с крыши на крышу, ее он намерен выстраивать и эксплуатировать самостоятельно. Предприниматель стремится избавить горожан от запутанных дорог и экономить людям до часа в день по цене, сопоставимой с поездкой по тарифу UberX, или $2,5 за милю (1 миля — 1,6 км).
Звучит невероятно, но у 47-летнего Бевирта весьма влиятельная группа поддержки. В числе инвесторов его компании Joby Aviation — благотворительный фонд Лорен Пауэлл Джобс Emerson Collective и фирма Capricorn Investment Group Джеффа Сколла, который в свое время одним из первых вложился в Tesla. В январе его стартап получил около $400 млн от автоконцерна Toyota. В совокупности к настоящему времени детищу Бевирта удалось привлечь $745 млн инвестиций, благодаря чему бизнес теперь оценивается в $2,6 млрд. Гендиректор Toyota Акио Тойода однажды сказал Бевирту, что силами Joby Aviation он надеется осуществить мечты о летающих автомобилях своего деда Киитиро — основателя Toyota Motors, который перед Второй мировой войной разрабатывал воздушные суда. Инженеры японской корпорации совершенствуют технологию Joby Aviation для того, чтобы новое транспортное средство было легко запустить в массовое производство с темпами, более привычными автомобильной промышленности, нежели авиации. Кроме того, инвестор помогает бизнесмену со строительством фабрики в округе Монтерей в Калифорнии, где планируется выпускать тысячи единиц нового транспортного средства ежегодно.
Joby Aviation ― самый финансируемый и самый дорогой стартап из числа ярких новичков рынка, которые через передовые технологии в сфере аккумуляторных батарей и электродвигателей пытаются увести авиацию от ископаемого топлива и создать новые типы воздушных судов, в том числе такие, которые будут использоваться в качестве авиатакси. Никто пока не знает, каких масштабов достигнет эта сфера и взлетит ли бизнес вообще, однако аналитики с Уолл-Стрит уже бросаются большими цифрами. Согласно отчету Morgan Stanley, зарождающаяся сегодня индустрия к 2040 году будет приносить порядка $674 млрд ежегодно.
«Если мы поднимемся в воздух, то превратим улицы в парки и жизнь в наших городах станет гораздо приятнее», ― уверен Бевирт
Мечтатели безуспешно пытаются строить летающие машины уже сотню лет. Скептики полагают, что Joby Aviation и его конкуренты начали слишком рано и опережают события по меньшей мере на десять лет: лучшие на сегодня батареи вмещают в 14 раз меньше энергии по весу, чем реактивное топливо. А с учетом того, какая сильная тяга необходима для вертикального взлета воздушного судна, критики пока сходятся на том, что без значительного усовершенствования аккумуляторных технологий электрические авиатакси не будут отличаться территориальным охватом и грузоподъемностью, достаточными для полноценного коммерческого запуска. Более того, еще остается нелегкая задача убедить регулирующие органы в том, что подобный транспорт безопасен для перелетов.
Сам Бевирт заявляет, что сейчас ему под силу выпустить конкурентное и безопасное воздушное судно благодаря высококлассным литий-ионным элементам, которые уже используются в электромобилях. Помимо этого, Joby Aviation ― единственный стартап, заявляющий о готовности уложиться в амбициозные сроки Uber по запуску городского сервиса авиатакси к 2023 году. Бизнесмен заверяет, что к тому времени он получит сертификацию безопасности от Федерального управления гражданской авиации США и его стартап станет первым производителем авиатакси, который добьется этого.
Предприниматель из коммуны хиппи
Будущий стартапер воспитывался в общине, изолировавшейся вдали от городской среды. Первичное представление о проектировании он получил, помогая чинить фермерское оснащение и строя дома вместе с отцом Роном Бевиртом, который в 60-х на заре психоделической революции был членом коммуны «Веселые проказники». Джобена назвали в честь персонажа романа «Порою блажь великая», который написал предводитель общины Кен Кизи, более известный как автор книги «Пролетая над гнездом кукушки».
Во взрослом возрасте Бевирт воссоздал эту коммуну, но уже с капиталистическим уклоном, на уединенной территории с лесными угодьями и лугами общей площадью в 180 гектаров прямо на Тихоокеанском побережье. Этими обширными владениями предприниматель обзавелся, продав предыдущие свои проекты: фирму Velocity11, производившую роботов для обращения с жидкими образцами при клинических испытаниях новых препаратов, а также бренд гибких штативов для видеокамер GorillaPod. Территория включает в себя старый карьер, где Бевирт проводил первые летные испытания. Тут же в маленьких домах селятся сотрудники Joby Aviation. Прежде чем сосредоточить силы на разработке летательного аппарата, бизнесмен помогал развиваться другим стартапам, и все работали вместе в большом сарае. Чтобы кормить подчиненных, руководитель построил рядом ферму органических продуктов.
Такая среда стала основой для сплоченной команды: некоторые сотрудники Joby Aviation начинают день с совместных занятий серфингом, а заканчивают приготовлением пиццы на весь коллектив под открытым небом. Совещания сопровождаются то и дело повторяющимися восклицаниями и восторженными возгласами.
«В их корпоративной культуре принято давать пять и обниматься, и все это началось с Джобена, ― рассказывает Джим Адлер, управляющий директор инвестиционного фонда Toyota AI Ventures, убедивший своих коллег вложиться в стартап Бевирта в 2017 году. ― Он практически излучает энергию, и она переходит на всех остальных».
Хотя Joby Aviation помогает в организации экосистемы совместных полетов в рамках платформы Uber, стартап в значительной степени нацелен на управление собственным сервисом частных авиаперевозок. Данный подход помогает привлекать инвесторов. «Если бы дело ограничивалось только выпуском транспортного средства без привязки к услугам, ни о каких инвестициях я бы и не подумал», ― признается Адлер.
Тем не менее на обустройство взлетно-посадочных площадок, разработку программного обеспечения и другие компоненты инфраструктуры от инвесторов потребуется гораздо больше средств ― и терпения тоже. Стартап хочет строить летательные аппараты исключительно для собственного использования и не планирует продавать их сторонним организациям, тем самым еще больше отдаляя тот день, когда вложенные в бизнес миллиарды наконец окупятся.
Пятиместный аппарат Joby Aviation имеет куда больший потенциал доходности по сравнению с более скромными двухместными мультикоптерами, которые разрабатываются компаниями Volocopter в Германии и EHang в Китае. Но безусловным минусом американской конструкции является ее вес. Дело в том, что существенная часть массы приходится на батареи. И исходя из данных моделирования, которое по авиаспецификациям Бевирта для Forbes провел эксперт в области аккумуляторных батарей из Университета Карнеги ― Меллона Венкат Висванатхан, пока остается неясным, будет ли их мощности достаточно для поставленных задач.
По расчетам исследовательской группы из университета, чтобы добиться заявляемого запаса энергии на преодоление 240 км и дополнительного резерва, который требует Федеральное управление гражданской авиации (фактически при летных испытаниях этого добиться пока не удалось), двухтонному летательному аппарату Joby Aviation понадобится аккумуляторный блок массой почти в тонну. Если вычесть еще 450 кг (минимальный вес людей на борту), то на планер, сиденья и оборудование остается только 720 кг ― всего лишь треть от общего веса машины. Это на 35% меньше, чем в любом другом сертифицированном серийном самолете. Вывод может быть следующий: либо стартап создал невероятно легкий и эффективный планер, как заверяет Бевирт, либо дальность полетов окажется в итоге меньше. Еще одна проблема заключается в том, что Федеральное управление гражданской авиации может потребовать дополнительные меры безопасности, которые тоже снизят ходовые качества.
«То, что мы делаем, ― крайне сложная задача, ― говорит Бевирт. ― Перед нами не только технические сложности авиационного проектирования, но и последующая перспектива изменить привычки всех людей при ежедневных передвижениях по нашей планете».
Перевод Антона Бундина