Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бизнес в стиле хиппи: как построить в коммуне самый дорогой стартап в сфере воздушного электротакси


9 декабря 2020 года Джереми Богайски, Forbes


Предприниматель Джобен Бевирт, названный в честь персонажа романа Кена Кизи, намеревается создать сервис авиатакси по цене UberX. Он привлек от инвесторов почти $750 млн, пообещав уложиться к 2023 году. Но остается вопрос: смогут ли его летательные аппараты с аккумуляторами от электромобилей подняться в воздух?

Джобен Бевирт учился во втором классе, когда ему впервые пришла в голову идея воздушного судна, которое могло бы взлетать и приземляться как вертолет. В те времена, когда он возвращался из школы домой в поселение хиппи, где не было электричества и которое располагалось среди секвой на севере Калифорнии, ему приходилось подниматься в гору семь километров. «Это был ооооочень долгий подъем, ― смеется Бевирт. ― И я мечтал о путях попроще».

Четыре десятилетия спустя он приблизился к этой цели вплотную. На ранчо неподалеку от Мекки для серферов — Санта-Круз, в окрестностях которой он вырос, Бевирт тайно разработал электросамолет на шести винтах с изменяемым углом наклона. Создатель летательного аппарата утверждает, что устройство сможет перевозить пилота и четырех пассажиров на расстояние 240 км при скорости 320 км/ч и будет настолько тихим, что останется незаметным среди городского шума. По оценкам экспертов, изготовление пока не имеющей названия машины обойдется в сумму от $400 000 до $1,5 млн. Но бизнесмен надеется, что его разработка станет основой обширной сети авиатакси для перемещений с крыши на крышу, ее он намерен выстраивать и эксплуатировать самостоятельно. Предприниматель стремится избавить горожан от запутанных дорог и экономить людям до часа в день по цене, сопоставимой с поездкой по тарифу UberX, или $2,5 за милю (1 миля — 1,6 км).

Звучит невероятно, но у 47-летнего Бевирта весьма влиятельная группа поддержки. В числе инвесторов его компании Joby Aviation — благотворительный фонд Лорен Пауэлл Джобс Emerson Collective и фирма Capricorn Investment Group Джеффа Сколла, который в свое время одним из первых вложился в Tesla. В январе его стартап получил около $400 млн от автоконцерна Toyota. В совокупности к настоящему времени детищу Бевирта удалось привлечь $745 млн инвестиций, благодаря чему бизнес теперь оценивается в $2,6 млрд. Гендиректор Toyota Акио Тойода однажды сказал Бевирту, что силами Joby Aviation он надеется осуществить мечты о летающих автомобилях своего деда Киитиро — основателя Toyota Motors, который перед Второй мировой войной разрабатывал воздушные суда. Инженеры японской корпорации совершенствуют технологию Joby Aviation для того, чтобы новое транспортное средство было легко запустить в массовое производство с темпами, более привычными автомобильной промышленности, нежели авиации. Кроме того, инвестор помогает бизнесмену со строительством фабрики в округе Монтерей в Калифорнии, где планируется выпускать тысячи единиц нового транспортного средства ежегодно.

Joby Aviation ― самый финансируемый и самый дорогой стартап из числа ярких новичков рынка, которые через передовые технологии в сфере аккумуляторных батарей и электродвигателей пытаются увести авиацию от ископаемого топлива и создать новые типы воздушных судов, в том числе такие, которые будут использоваться в качестве авиатакси. Никто пока не знает, каких масштабов достигнет эта сфера и взлетит ли бизнес вообще, однако аналитики с Уолл-Стрит уже бросаются большими цифрами. Согласно отчету Morgan Stanley, зарождающаяся сегодня индустрия к 2040 году будет приносить порядка $674 млрд ежегодно.

«Если мы поднимемся в воздух, то превратим улицы в парки и жизнь в наших городах станет гораздо приятнее», ― уверен Бевирт

Мечтатели безуспешно пытаются строить летающие машины уже сотню лет. Скептики полагают, что Joby Aviation и его конкуренты начали слишком рано и опережают события по меньшей мере на десять лет: лучшие на сегодня батареи вмещают в 14 раз меньше энергии по весу, чем реактивное топливо. А с учетом того, какая сильная тяга необходима для вертикального взлета воздушного судна, критики пока сходятся на том, что без значительного усовершенствования аккумуляторных технологий электрические авиатакси не будут отличаться территориальным охватом и грузоподъемностью, достаточными для полноценного коммерческого запуска. Более того, еще остается нелегкая задача убедить регулирующие органы в том, что подобный транспорт безопасен для перелетов.

Сам Бевирт заявляет, что сейчас ему под силу выпустить конкурентное и безопасное воздушное судно благодаря высококлассным литий-ионным элементам, которые уже используются в электромобилях. Помимо этого, Joby Aviation ― единственный стартап, заявляющий о готовности уложиться в амбициозные сроки Uber по запуску городского сервиса авиатакси к 2023 году. Бизнесмен заверяет, что к тому времени он получит сертификацию безопасности от Федерального управления гражданской авиации США и его стартап станет первым производителем авиатакси, который добьется этого.

Предприниматель из коммуны хиппи 

Будущий стартапер воспитывался в общине, изолировавшейся вдали от городской среды. Первичное представление о проектировании он получил, помогая чинить фермерское оснащение и строя дома вместе с отцом Роном Бевиртом, который в 60-х на заре психоделической революции был членом коммуны «Веселые проказники». Джобена назвали в честь персонажа романа «Порою блажь великая», который написал предводитель общины Кен Кизи, более известный как автор книги «Пролетая над гнездом кукушки».

Во взрослом возрасте Бевирт воссоздал эту коммуну, но уже с капиталистическим уклоном, на уединенной территории с лесными угодьями и лугами общей площадью в 180 гектаров прямо на Тихоокеанском побережье. Этими обширными владениями предприниматель обзавелся, продав предыдущие свои проекты: фирму Velocity11, производившую роботов для обращения с жидкими образцами при клинических испытаниях новых препаратов, а также бренд гибких штативов для видеокамер GorillaPod. Территория включает в себя старый карьер, где Бевирт проводил первые летные испытания. Тут же в маленьких домах селятся сотрудники Joby Aviation. Прежде чем сосредоточить силы на разработке летательного аппарата, бизнесмен помогал развиваться другим стартапам, и все работали вместе в большом сарае. Чтобы кормить подчиненных, руководитель построил рядом ферму органических продуктов.

Такая среда стала основой для сплоченной команды: некоторые сотрудники Joby Aviation начинают день с совместных занятий серфингом, а заканчивают приготовлением пиццы на весь коллектив под открытым небом. Совещания сопровождаются то и дело повторяющимися восклицаниями и восторженными возгласами.

«В их корпоративной культуре принято давать пять и обниматься, и все это началось с Джобена, ― рассказывает Джим Адлер, управляющий директор инвестиционного фонда Toyota AI Ventures, убедивший своих коллег вложиться в стартап Бевирта в 2017 году. ― Он практически излучает энергию, и она переходит на всех остальных».

Хотя Joby Aviation помогает в организации экосистемы совместных полетов в рамках платформы Uber, стартап в значительной степени нацелен на управление собственным сервисом частных авиаперевозок. Данный подход помогает привлекать инвесторов. «Если бы дело ограничивалось только выпуском транспортного средства без привязки к услугам, ни о каких инвестициях я бы и не подумал», ― признается Адлер.

Тем не менее на обустройство взлетно-посадочных площадок, разработку программного обеспечения и другие компоненты инфраструктуры от инвесторов потребуется гораздо больше средств ― и терпения тоже. Стартап хочет строить летательные аппараты исключительно для собственного использования и не планирует продавать их сторонним организациям, тем самым еще больше отдаляя тот день, когда вложенные в бизнес миллиарды наконец окупятся.

Пятиместный аппарат Joby Aviation имеет куда больший потенциал доходности по сравнению с более скромными двухместными мультикоптерами, которые разрабатываются компаниями Volocopter в Германии и EHang в Китае. Но безусловным минусом американской конструкции является ее вес. Дело в том, что существенная часть массы приходится на батареи. И исходя из данных моделирования, которое по авиаспецификациям Бевирта для Forbes провел эксперт в области аккумуляторных батарей из Университета Карнеги ― Меллона Венкат Висванатхан, пока остается неясным, будет ли их мощности достаточно для поставленных задач.

По расчетам исследовательской группы из университета, чтобы добиться заявляемого запаса энергии на преодоление 240 км и дополнительного резерва, который требует Федеральное управление гражданской авиации (фактически при летных испытаниях этого добиться пока не удалось), двухтонному летательному аппарату Joby Aviation понадобится аккумуляторный блок массой почти в тонну. Если вычесть еще 450 кг (минимальный вес людей на борту), то на планер, сиденья и оборудование остается только 720 кг ― всего лишь треть от общего веса машины. Это на 35% меньше, чем в любом другом сертифицированном серийном самолете. Вывод может быть следующий: либо стартап создал невероятно легкий и эффективный планер, как заверяет Бевирт, либо дальность полетов окажется в итоге меньше. Еще одна проблема заключается в том, что Федеральное управление гражданской авиации может потребовать дополнительные меры безопасности, которые тоже снизят ходовые качества.

«То, что мы делаем, ― крайне сложная задача, ― говорит Бевирт. ― Перед нами не только технические сложности авиационного проектирования, но и последующая перспектива изменить привычки всех людей при ежедневных передвижениях по нашей планете».

Перевод Антона Бундина




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer