Как сообщили в Савеловском суде, господин Ковалев был признан виновным в пособничестве особо крупному хищению путем присвоения или растраты (ч. 4 ст. 160 УК РФ) и сокрытию денежных средств, за счет которых должно было производиться принудительное взыскание налогов и сборов (ч. 2 ст. 199.2 УК РФ).
За эти преступления главбух был приговорен к семи годам колонии общего режима с лишением права занимать административно-хозяйственные функции в коммерческих организациях еще на два года после освобождения.
Гособвинение запрашивало для него десятилетний срок.
Как было установлено судом, в декабре 2015 года, вскоре после начатой процедуры банкротства «Трансаэро» ее гендиректор Бурдин решил похитить «имущество и средства компании». Главбух Ковалев зачем то взялся помогать начальнику: пообещал предоставить ему информацию об активах и счетах фирмы, а затем обеспечить «бухгалтерское сопровождение» запланированным махинациям.
Первым делом господин Бурдин, как было установлено Московским межрегиональным управлением Следственного комитета России (СКР), арендовал в Москве две автопарковки для 113 автомобилей авиакомпании, подлежащих реализации в рамках банкротства. За хранение автотранспорта «Трансаэро» заплатила 24 млн руб., после чего треть этой суммы была переведена в виде отката на счета принадлежащих господину Бурдину фирм-однодневок и обналичена им.
Через полгода все эти автомобили гендиректор продал за 47 млн руб.
Реальная рыночная стоимость автопарка была занижена им в два раза, но даже те деньги, которые удалось выручить, прошли «мимо кассы» «Трансаэро».
Суд установил, что всю сумму главбух Ковалев оформил в подотчет своему начальнику, а тот просто присвоил эти средства.
Организованное главным обвиняемым хранение остального имущества компании, как было установлено судом, привело к еще большим растратам. Для этих целей господин Бурдин арендовал в поселке Московский Люберецкого района Подмосковья (сейчас — Новая Москва) склады-ангары за 414 млн руб. «Хозяйственной необходимости в задействовании таких складских мощностей», как сказано в обвинительном заключении, на тот момент не было, поскольку все хранимое имущество стоило дешевле. Настойчивость же гендиректора в выборе складов предварительное следствие объяснило просто: вырученные от аренды деньги господин Бурдин и его приятель, владеющий ангарами в Московском, просто поделили пополам. Главбух Ковалев, не имеющий прямого корыстного интереса в махинации, помог партнерам правильно оформить сомнительный договор.
Летом 2017 года гендиректор Бурдин «проконсультировался» по финансовым вопросам в частной фирме, выставив своему работодателю счет на 46 млн руб. Как установило следствие, бесплатно гендиректор «Трансаэро» не захотел даже увольняться.
Покидая должность осенью 2017 года, Александр Бурдин выписал себе и членам своей команды вознаграждения на общую сумму 35 млн руб.
За эту премию подсудимый Ковалев, вероятно, и согласился выполнять все сомнительные поручения своего начальника, став в итоге соучастником хищений на общую сумму 566 млн руб. В СКР полагают, что из-за совершенных подельниками растрат 6 тыс. сотрудников обанкротившейся «Трансаэро» остались без положенных им по закону выходных пособий, среднемесячных заработков на период трудоустройства и компенсаций за разъездной характер работ.
В свою очередь, государство из-за совершенных финансовых афер не смогло получить причитающиеся ему долги «Трансаэро» по налогам и сборам в размере 95,7 млн руб. Как было установлено судом, еще в начале процедуры банкротства Межрегиональная инспекции №6, обслуживающая налогоплательщиков федерального уровня, зафиксировала эту цифру и поручила банку «ФК Открытие» списывать в счет недоимки все платежи, поступившие на счет «Трансаэро» в этом банке.
Как было установлено судом, зная об этой проблеме, господа Бурдин и Ковалев открыли «резервные» счета компании в Альфа-банке и Промсвязьбанке. На них и стали поступать деньги, вырученные «Трансаэро» от продажи ставшими ненужными компании авиационных запчастей.
Приход в объеме около 22 млн руб. был истрачен на аренду складов, консультации и проч.
Напомним, уголовное преследование руководителей «Трансаэро» началось весной 2017 года с уголовного дела о невыплате сотрудникам зарплаты и других положенных пособий (ч. 2 ст. 145.1). Весной 2018 года было возбудило еще одно дело — о растрате и превышении полномочий (ч. 4 ст. 160 и ч. 2 ст. 201 УК РФ), инициатором которого стала один из акционеров авиакомпании, действующий руководитель Межгосударственного авиакомитета Татьяна Анодина. Затем оба дела были объединены в производстве ММСУТ, а обвиняемыми в итоге стали господа Бурдин, Ковалев и временный управляющий компанией на период банкротства Михаил Котов. Господин Бурдин успел сбежать в Испанию и находится сейчас в международном розыске. Господин Котов в минувшем августе был приговорен Савеловским райсудом к пяти с половиной годам за злоупотребление полномочиями. Претензий к бывшим главным акционерам обанкротившейся авиакомпании Ольге и Александру Плешаковым у следствия нет. В настоящее время конкурсный кредитор «Трансаэро», банк ВТБ, пытается привлечь их к субсидиарной ответственности на общую сумму около 249 млрд руб. в Арбитраже Санкт-Петербурга и Ленинградской области.