Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Су-57 получит помощника с большими возможностями


7 декабря 2020 года Виктор Сокирко, Взгляд


Все больше ясности появляется по поводу того, как именно Россия планирует применять в вооруженных конфликтах будущего тяжелые ударные беспилотники. Какая роль отводится этим машинам, в частности БПЛА «Охотник», зачем этим аппаратам может понадобиться искусственный интеллект – и как все это будет работать в связке с истребителем Су-57?

Своего «Охотника» (БПЛА С-70, разработка ПАО «Копания Сухой», производитель – Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова) Россия особо не афиширует. Официальных подробностей о возможностях данного БПЛА крайне мало. Сообщается разве что о том, что существует один летный прототип, который совершил первый полет 3 августа 2019 года. Все остальное – из области догадок и специальных утечек в прессу от различных источников.

И вот – очередная утечка, и крайне важная. Как сообщается, на полигоне Ашулук были впервые проведены испытания «Охотника» в варианте истребителя-перехватчика с имитаторами ракет «воздух – воздух». Источник пояснил, что полеты «позволят оценить сопряжение бортового радиоэлектронного оборудования с системами наведения ракет и ведущим самолетом Су-57».

Тут надо прежде всего вспомнить следующее. С точки зрения предназначения этот БПЛА рассматривался и в качестве ударного бомбардировщика (взлетная масса в 20 тонн позволяет нести серьезную ракетно-бомбовую нагрузку), и как раз в качестве истребителя, и даже в качестве дальнего воздушного разведчика. Конструкция БПЛА «Охотник» предполагает оснащение по модульной схеме, что позволит менять полезную нагрузку в зависимости от типа боевого задания. Подобная начинка плюс практически сверхзвуковая скорость (предполагается, что С-70 будет развивать 1000 км/ч) ставит его на первое место в подобном классе летательных аппаратов.

Стоит обратить внимание и на саму конструкцию «летающего крыла», в которой отсутствует вертикальное хвостовое оперение, что значительно снижает маневренность. «Сама по себе схема «летающего крыла» в авиации до конца не раскрыта, – рассказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Борис Джерелиевский. – Появление БПЛА «Охотник» представляется интересной разработкой для новых технологий, вероятно, что и в истребительной авиации. Единственный нюанс – отсутствие хвостового оперения, которое, как представляется, трудно компенсировать изменением вектора тяги одних лишь реактивных двигателей. В любом случае это интересная разработка в варианте с использованием подобной схемы именно в беспилотнике».

И вот теперь получено новое подтверждение тех догадок, что уже давно высказывались специалистами. Становится все более понятно, что БПЛА «Охотник» предназначен прежде всего для работы в связке с новейшим российским истребителем Су-57. Пилотируемый истребитель будет выступать в роли штабного самолета, управляющего группой беспилотников с разными задачами.

Среди этих задач может быть и разведка, удары по наземным целям, и, как было показано на данных испытаниях – борьба с истребителями противника. Нынешние полеты с отработкой применения БПЛА С-70 ракет класса «воздух – воздух» свидетельствуют о том, что одной из его основных целей может быть именно уничтожение авиации противника – истребителей, бомбардировщиков, вертолетов.

Вспомним учения ВВС России летом нынешнего года. Тогда в сообщениях о новых испытаниях Су-57 говорилось о том, что отрабатывалась тактика управления этим истребителем «стаей» истребителей Су-35. Су-57 выступал опять-таки как командно-штабной самолет. Используя свои данные о воздушной обстановке, полученные со своих новейших радаров, Су-57 со обменивался этой информацией со «стаей» в режиме реального времени и наводил напарников на различные цели. Надо полагать, что подобная схема отрабатывалась именно под БПЛА «Охотник», которые составят в перспективе воздушную «банду» для Су-57.

Вырисовывается следующая возможная тактика применения БПЛА «Охотник» во время возможных конфликтов будущего. В небо взлетают «штабной» Су-57 и его беспилотные напарники. В сторону противника прежде всего выдвигаются БПЛА. Каждый из этих аппаратов имеет собственную специализацию – разведка, удары по наземным и воздушным целям, связь, радиоэлектронное подавление и так далее. Вся группировка обменивается информацией друг с другом и с командным пунктом на земле в режиме реального времени, и в этом ей помогает находящийся в тылу самолет ДРЛО А-50 (или перспективный А-100). Су-57 может как сам открывать огонь по противнику по тому целеуказанию, что ему предоставляет беспилотный разведчик, так и давать команду на поражение другому, ударному БПЛА. 

Более того, некоторые эксперты видят большую вероятность того, что российские БПЛА такого класса могут быть оснащены каким-либо вариантом искусственного интеллекта (ИИ), который даст им возможность действовать самостоятельно. Возможно, вплоть до решения о применении оружия. Это будет важнейшим отличием «Охотника» от западных беспилотников.

Применение ИИ для российских беспилотников будет иметь еще один плюс – помимо самых очевидных, вроде большей скорости принятия решения на поражение. Дело в том, что сложнейшей задачей при управлении БПЛА оператором с земли является обеспечение защищенной, высокоскоростной и надежной связи – а с этим в российских Вооруженных силах всегда были и остаются проблемы. Искусственный интеллект, действуя автономно, устраняет подобные сложности. Разумеется, все это только предположения, официально о возможности применения ИИ на «Охотнике» не сообщалось.

Группа тяжелых БПЛА «Охотник» на радарах противника будет, скорее всего, полностью идентична группе обычных истребителей – тем более что и двигатели у «Охотников» те же, что и у Су-30/57. Именно по БПЛА средства ПВО противника и откроют огонь, а пилотируемый штабной Су-57 останется незаметным. Оставаясь вне зоны поражения, летчик Су-57 будет направлять своих беспилотных напарников на любую цель, получая при этом информацию о противнике.

Для эффективности во время воздушного боя относительно неуклюжий (из-за слабой маневренности) С-70 представляется прежде всего удобной платформой для пуска относительно дешевых и небольших, предназначенных для ближнего боя ракет «воздух – воздух». Су-57, наоборот, будет нести ракеты дальнего радиуса действия. Не исключено, кстати, что «Охотник» будет способен нести не только ракеты, но и небольшие дроны-разведчики или дроны-камикадзе.

Важнейшей задачей «Охотника» представляется прорыв зоны ПВО противника. Имея при этом относительно высокую эффективную площадь рассеивания (ЭРП), он также сможет отвлекать на себя внимание радаров. Можно также предположить, что на «Охотнике» предполагается установление бортового комплекса обороны (БКО), который обеспечивает возможность постановки радиоэлектронных помех.

Иначе говоря, еще одним из «Охотника» будет являться прикрытие управляющего «воздушного штаба» Су-57. Отвлечения огня на себя. Зенитные ракеты должны полететь в первую очередь на активно «светящийся» на экранах радаров БПЛА и отвлечь внимание противника от наиболее важной цели – истребителя Су-57 или иного командного пункта управления. Да, при этом БПЛА первым ставится под удар, но на то он и беспилотник, по сути, груда металла, пусть и весьма дорогого в техническом исполнении. Потеря летчика и воспринимается обществом гораздо более тяжело, и является необратимой.

Разумеется, все эти соображения – пока в большей степени догадки и теория. Особенно с учетом того, что и самих истребителей пятого поколения Су-57 в составе ВКС РФ не так уж и много (что-то около десяти летных прототипов), да и сам «Охотник» вроде как существует в единственном экземпляре. Пройдут годы, прежде чем после всех испытаний и доработок связка С-70 и Су-57 поступит на вооружение ВКС России.

Остается добавить, что БПЛА «Охотник», даже по официальным данным – уже не единственный аппарат подобного класса, который планируется применять в связке с истребителем Су-57. Для аналогичных задач уже разрабатывается и даже был показан еще один БПЛА, «Гром», который сможет действовать в том числе и истребителями Су-35.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer