Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Су-57 получит помощника с большими возможностями


7 декабря 2020 года Виктор Сокирко, Взгляд


Все больше ясности появляется по поводу того, как именно Россия планирует применять в вооруженных конфликтах будущего тяжелые ударные беспилотники. Какая роль отводится этим машинам, в частности БПЛА «Охотник», зачем этим аппаратам может понадобиться искусственный интеллект – и как все это будет работать в связке с истребителем Су-57?

Своего «Охотника» (БПЛА С-70, разработка ПАО «Копания Сухой», производитель – Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова) Россия особо не афиширует. Официальных подробностей о возможностях данного БПЛА крайне мало. Сообщается разве что о том, что существует один летный прототип, который совершил первый полет 3 августа 2019 года. Все остальное – из области догадок и специальных утечек в прессу от различных источников.

И вот – очередная утечка, и крайне важная. Как сообщается, на полигоне Ашулук были впервые проведены испытания «Охотника» в варианте истребителя-перехватчика с имитаторами ракет «воздух – воздух». Источник пояснил, что полеты «позволят оценить сопряжение бортового радиоэлектронного оборудования с системами наведения ракет и ведущим самолетом Су-57».

Тут надо прежде всего вспомнить следующее. С точки зрения предназначения этот БПЛА рассматривался и в качестве ударного бомбардировщика (взлетная масса в 20 тонн позволяет нести серьезную ракетно-бомбовую нагрузку), и как раз в качестве истребителя, и даже в качестве дальнего воздушного разведчика. Конструкция БПЛА «Охотник» предполагает оснащение по модульной схеме, что позволит менять полезную нагрузку в зависимости от типа боевого задания. Подобная начинка плюс практически сверхзвуковая скорость (предполагается, что С-70 будет развивать 1000 км/ч) ставит его на первое место в подобном классе летательных аппаратов.

Стоит обратить внимание и на саму конструкцию «летающего крыла», в которой отсутствует вертикальное хвостовое оперение, что значительно снижает маневренность. «Сама по себе схема «летающего крыла» в авиации до конца не раскрыта, – рассказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Борис Джерелиевский. – Появление БПЛА «Охотник» представляется интересной разработкой для новых технологий, вероятно, что и в истребительной авиации. Единственный нюанс – отсутствие хвостового оперения, которое, как представляется, трудно компенсировать изменением вектора тяги одних лишь реактивных двигателей. В любом случае это интересная разработка в варианте с использованием подобной схемы именно в беспилотнике».

И вот теперь получено новое подтверждение тех догадок, что уже давно высказывались специалистами. Становится все более понятно, что БПЛА «Охотник» предназначен прежде всего для работы в связке с новейшим российским истребителем Су-57. Пилотируемый истребитель будет выступать в роли штабного самолета, управляющего группой беспилотников с разными задачами.

Среди этих задач может быть и разведка, удары по наземным целям, и, как было показано на данных испытаниях – борьба с истребителями противника. Нынешние полеты с отработкой применения БПЛА С-70 ракет класса «воздух – воздух» свидетельствуют о том, что одной из его основных целей может быть именно уничтожение авиации противника – истребителей, бомбардировщиков, вертолетов.

Вспомним учения ВВС России летом нынешнего года. Тогда в сообщениях о новых испытаниях Су-57 говорилось о том, что отрабатывалась тактика управления этим истребителем «стаей» истребителей Су-35. Су-57 выступал опять-таки как командно-штабной самолет. Используя свои данные о воздушной обстановке, полученные со своих новейших радаров, Су-57 со обменивался этой информацией со «стаей» в режиме реального времени и наводил напарников на различные цели. Надо полагать, что подобная схема отрабатывалась именно под БПЛА «Охотник», которые составят в перспективе воздушную «банду» для Су-57.

Вырисовывается следующая возможная тактика применения БПЛА «Охотник» во время возможных конфликтов будущего. В небо взлетают «штабной» Су-57 и его беспилотные напарники. В сторону противника прежде всего выдвигаются БПЛА. Каждый из этих аппаратов имеет собственную специализацию – разведка, удары по наземным и воздушным целям, связь, радиоэлектронное подавление и так далее. Вся группировка обменивается информацией друг с другом и с командным пунктом на земле в режиме реального времени, и в этом ей помогает находящийся в тылу самолет ДРЛО А-50 (или перспективный А-100). Су-57 может как сам открывать огонь по противнику по тому целеуказанию, что ему предоставляет беспилотный разведчик, так и давать команду на поражение другому, ударному БПЛА. 

Более того, некоторые эксперты видят большую вероятность того, что российские БПЛА такого класса могут быть оснащены каким-либо вариантом искусственного интеллекта (ИИ), который даст им возможность действовать самостоятельно. Возможно, вплоть до решения о применении оружия. Это будет важнейшим отличием «Охотника» от западных беспилотников.

Применение ИИ для российских беспилотников будет иметь еще один плюс – помимо самых очевидных, вроде большей скорости принятия решения на поражение. Дело в том, что сложнейшей задачей при управлении БПЛА оператором с земли является обеспечение защищенной, высокоскоростной и надежной связи – а с этим в российских Вооруженных силах всегда были и остаются проблемы. Искусственный интеллект, действуя автономно, устраняет подобные сложности. Разумеется, все это только предположения, официально о возможности применения ИИ на «Охотнике» не сообщалось.

Группа тяжелых БПЛА «Охотник» на радарах противника будет, скорее всего, полностью идентична группе обычных истребителей – тем более что и двигатели у «Охотников» те же, что и у Су-30/57. Именно по БПЛА средства ПВО противника и откроют огонь, а пилотируемый штабной Су-57 останется незаметным. Оставаясь вне зоны поражения, летчик Су-57 будет направлять своих беспилотных напарников на любую цель, получая при этом информацию о противнике.

Для эффективности во время воздушного боя относительно неуклюжий (из-за слабой маневренности) С-70 представляется прежде всего удобной платформой для пуска относительно дешевых и небольших, предназначенных для ближнего боя ракет «воздух – воздух». Су-57, наоборот, будет нести ракеты дальнего радиуса действия. Не исключено, кстати, что «Охотник» будет способен нести не только ракеты, но и небольшие дроны-разведчики или дроны-камикадзе.

Важнейшей задачей «Охотника» представляется прорыв зоны ПВО противника. Имея при этом относительно высокую эффективную площадь рассеивания (ЭРП), он также сможет отвлекать на себя внимание радаров. Можно также предположить, что на «Охотнике» предполагается установление бортового комплекса обороны (БКО), который обеспечивает возможность постановки радиоэлектронных помех.

Иначе говоря, еще одним из «Охотника» будет являться прикрытие управляющего «воздушного штаба» Су-57. Отвлечения огня на себя. Зенитные ракеты должны полететь в первую очередь на активно «светящийся» на экранах радаров БПЛА и отвлечь внимание противника от наиболее важной цели – истребителя Су-57 или иного командного пункта управления. Да, при этом БПЛА первым ставится под удар, но на то он и беспилотник, по сути, груда металла, пусть и весьма дорогого в техническом исполнении. Потеря летчика и воспринимается обществом гораздо более тяжело, и является необратимой.

Разумеется, все эти соображения – пока в большей степени догадки и теория. Особенно с учетом того, что и самих истребителей пятого поколения Су-57 в составе ВКС РФ не так уж и много (что-то около десяти летных прототипов), да и сам «Охотник» вроде как существует в единственном экземпляре. Пройдут годы, прежде чем после всех испытаний и доработок связка С-70 и Су-57 поступит на вооружение ВКС России.

Остается добавить, что БПЛА «Охотник», даже по официальным данным – уже не единственный аппарат подобного класса, который планируется применять в связке с истребителем Су-57. Для аналогичных задач уже разрабатывается и даже был показан еще один БПЛА, «Гром», который сможет действовать в том числе и истребителями Су-35.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer