Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Электронное "Поле" против дронов-убийц


4 декабря 2020 года Алексей Рамм, Независимое военное обозрение


В Нагорном Карабахе прекратились боевые действия, в республику введены российские миротворческие силы. В настоящее время Азербайджан и Армения занимаются разведением сил и средств, передачей территории, а также разминированием и поиском тел погибших. За прошедшие три недели не было ни одного вооруженного столкновения между армянскими и азербайджанскими военными.

С самого начала конфликта Баку и Ереван ввели жесткие ограничения на распространение информации. Азербайджан пошел на беспрецедентные меры: в отдельных регионах страны был введен запрет на популярные социальные сети и видеохостинги. Но сейчас армянское и азербайджанское правительства уже отказались от информационной блокады. Поэтому в настоящее время стороны активно публикуют видео с ранее неизвестными моментами войны, а также воспоминания участников.

По итогам недавних боев в Армении начался политический кризис. Правительство уже отправило в отставку несколько чиновников. А часть функционеров армянского военно-политического руководства самостоятельно подали в отставку. На этом фоне в средствах массовой информации Армении начала появляться достаточно интересная информация, которая проливает свет на многие аспекты прошедшей войны.

Поэтому в настоящее время возникла реальная возможность оценить не только боевые действия, но и отдельные их аспекты. В частности, противостояние средств радиоэлектронной борьбы и беспилотных летательных аппаратов.

Русский след

Первые сообщения о том, что Россия начала оказывать военную помощь Армении и Нагорному Карабаху появились еще в ходе боев. Несколько популярных интернет-ресурсов, отслеживающих полеты военной авиации, обратили внимание на постоянные рейсы транспортных Ил-76 из российских Минеральных Вод в Армению. В основном «семьдесят шестые» принадлежали армянской стороне. За регулярность полетов этот маршрут даже получил шутливое прозвище «Минераловодский экспресс».

Когда бои уже шли в районе Лачинского коридора и в Шуше, на некоторых информационных ресурсах появилась информация о том, что российская сторона передала Армении современные средства радиоэлектронной борьбы. Изданием AsiaTiime назывались станции РЭБ «Красуха-4».

Примечательно, что к этому времени азербайджанская сторона успела потерять несколько беспилотников. Управление дронами было утрачено, они покинули воздушное пространство НКР и пересели границу с Ираном. После чего БПЛА были перехвачены иранскими средствами противовоздушной обороны.

19 ноября бывший глава Генштаба Вооруженных сил Армении Мовсес Акопян на пресс-конференции официально заявил, что Россия передала армянской стороне станции помех «Поле-21Э». По словам Акопяна, после начала работы комплекса азербайджанские военные четыре дня не могли нормально использовать свои БПЛА. Но на пятый день они, видимо, подобрали ключи к действию системы. Правда, о каких «ключах» говорит Акопян, несовсем понятно.

Фактически Карабах стал первым конфликтом, где в бою столкнулись современные и достаточно технологичные беспилотные летательные аппараты, а также средства радиоэлектронной борьбы нового поколения.

Конечно, можно вспомнить, что российские средства радиоэлектронной борьбы и зенитные комплексы уже давно защищают авиабазу «Хмеймим» от ударов БПЛА террористов. Но в данном случае речь идет о кустарных изделиях, которые к тому же применяют иррегулярные вооруженные формирования. А вот в Карабахе, напротив, было противостояние двух государств и их вооруженных сил.

Прежде всего стоит понять: какие же на самом деле средства радиоэлектронной борьбы были переданы Армении? «Красуха-4» – это один из самых известных в мире российских комплексов радиоэлектронной борьбы. В 2015 году они одними из первых были развернуты на авиабазе «Хмеймим». С этого момента «четверки» постоянно прикрывают объекты Вооруженных сил России в Сирии.

Правда, в настоящее время семейство «Красух» – это не самые современные комплексы радиоэлектронной борьбы в арсенале ВС РФ. Им на смену идут более универсальные станции «Дивноморье». Последние заменят одновременно станции помех «Красуха-2» и «Красуха-4», а также систему радиотехнической разведки и управления «Москва».

Но насколько «Красуха-4» эффективна против беспилотников? Эта станция радиоэлектронной борьбы поступает на вооружение батальонов РЭБ, предназначенных для борьбы с авиацией противника.

Как указывается в многочисленных пресс-релизах российского военного ведомства, «станция РЭБ «Красуха-4» предназначена для противодействия бортовым радарам ударной, разведывательной и беспилотной авиации условного противника. Возможности широкополосной станции активных помех позволяют эффективно бороться со всеми современными радиолокационными станциями, используемыми на самолетах различных типов».

То есть «четверка» борется не с беспилотными, а с радиолокационными станциями, которые могут быть на них установлены. Но ни Азербайджан, ни Турция не располагали БПЛА, оборудованными бортовыми РЛС. А вот для постановки помех системам управления и навигации БПЛА «Красухи-4» не подходят.

До недавнего времени «Поле-21» была одной из самых закрытых систем радиоэлектронной борьбы в российских Вооруженных силах. Первая информации о «Поле» появилась осенью 2016 года. В настоящее время «двадцать первое изделие» уже массово поступает на вооружение.

В составе «Поле-21» несколько десятков малогабаритных передатчиков. Они устанавливаются на высокие стационарные объекты, в частности вышки сотовой связи. Задача «Поля» – борьба с системами спутниковой навигации. Один комплекс может закрыть площадь размером 150 на 150 км.

Как указывается в информационных сообщениях российского Минобороны, «Поле-21» предназначена для защиты стратегически важных объектов от крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов и управляемых авиабомб».

Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что «Красухи-4» армянской стороне не передавались. Также в боях в Нагорном Карабахе эти станции помех не применялись. Для них просто не нашлось бы целей.

А вот «Поле-21» – один из важнейших компонентов борьбы с беспилотниками в арсенале российских Вооруженных сил. В качестве систем-«антидрон» они неоднократно применялись российскими военными на учениях. Также этот комплекс в своем интервью назвал бывший армянский НГШ Мовсес Акопян.

Поле помех

Комплексы радиоэлектронного подавления систем спутниковой навигации уже давно есть в арсенале российских вооруженных сил. Их разработка стартовала еще в начале 2000-х годов. А первую проверку такие средства РЭБ прошли в ходе учений «Запад-2009». Один из самых известных российских комплексов «анти-GPS» – это Р-330Ж «Житель», или на военном сленге «Жнец».

Принцип работы систем подавления спутниковой навигации достаточно прост.

В основе систем GPS, ГЛОНАСС, Beidu и др. лежит передача простейшего сигнала от спутника к передатчику. Поэтому малейшее отклонение от заданной частоты даже на миллисекунды приведет к потере точности. Передача сигнала идет в достаточно узком диапазоне согласно открытым данным – 1575,42 МГц и 1227,60 МГц. Поэтому работа современных глушилок направлена именно на его блокирование. При наличии достаточно мощной шумовой помехи заглушить диапазон не составляет особого труда.

Но современные беспилотники научились обходить такие системы. Комплексам РЭБ требуется создавать очень мощный сигнал. Но площадь его покрытия относительно невелика. Поэтому, потеряв связь с системами спутниковой навигации, дрон возвращается на несколько километров назад. И так выходит из зоны работы станций РЭБ и восстанавливает работу навигационной системы.

Уникальность системы «Поле-21» заключается в ее конфигурации. Как уже было сказано выше, у нее несколько десятков относительно небольших передатчиков помех малой мощности вместо нескольких изделий с большой силой сигнала. Поэтому «Поле» накрывает сразу сотни километров.

Также операторы «двадцать первого изделия» благодаря продвинутой системе управления анализируют ситуацию и могут задействовать не все передатчики, а только определенную группу. Благодаря такому решению зона работы «Поля» не демаскируется. В то же время дрону уже не получится вернуться на несколько километров назад и попытаться восстановить связь со спутниковыми навигационными системами.

Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что именно «Поле-21» ответственно за азербайджанские дроны, которые залетели за иранскую границу. Также становится понятно, что рассказ Мовсеса Акопяна о неких «ключах», которые азербайджанцы подобрали к «Полю», относится скорее к разряду «военно-охотничьих» баек. Однако «двадцать первое изделие» нельзя назвать универсальным оружием.

Главная проблема «Поля-21» – это ее недостаточная подвижность. Фактически это стационарная система. Она идеально подходит для защиты военных баз, позиций стратегических ракет, важных промышленных и военных объектов. Малогабаритные передатчики нужно устанавливать, монтировать и подключать. А это требует достаточно много времени. Поэтому в Вооруженных силах России «Поле-21» работает в связке с подвижными комплексами РЭБ нового поколения «Силок».

Недолёт

Попробуем разобраться, как показали себя системы радиоэлектронной борьбы во время боев в НКР. Косвенным признаком их эффективности могут служить ролики, которые размещало Министерство обороны Азербайджана на своем официальном YouTube-канале.

В первые дни конфликта мы видели достаточно подробные сюжеты, на которых демонстрировалось видео, записанное с бортовых оптико-электронных систем БПЛА. Но уже с началом боев на подступах Лачинскому коридору ситуация изменилась. Сюжеты практически перестали публиковаться. А если видео и попадало в YouTube-канал, то оно было с более спокойных участков фронта.

Также следует отметить, что в боях за Лачинский коридор азербайджанским военным пришлось экстренно менять свои планы. Фактически выполнить поставленную задачу они не смогли. Можно предположить, что свою немаловажную роль сыграли и армянские средства РЭБ. Не исключено, что они лишили Баку важнейшего инструмента – беспилотной авиации.

Похожая ситуация сложилась и в ходе боев за Шушу. Азербайджанские мобильные штурмовые группы вели бой в Шуше практически без поддержки беспилотной поддержки.

Подведем итоги. Средства радиоэлектронной борьбы со своей задачей справились. В местах наибольшего напряжения они смогли обезопасить свои войска от беспилотников противника. Но если Лачинский коридор удалось отстоять, то вот Шушу армянские войска сдали даже без ударов беспилотников. К сожалению, средства РЭБ не смогли повлиять на общую картину развала армянской обороны.

Негативно сказалась и малая подвижность «Поля-21». Скорее всего армянские военные смогли создать две-три зоны работы комплексов. Можно предположить, что они действовали в районе Лачинского коридора, Шуши и, возможно, Степанакерта. В то же время другие участки фронта оказались не прикрытыми от работы беспилотников. Поэтому до самого конца конфликта азербайджанские БПЛА продолжали терроризировать армянских военных. К примеру, известно, что видео уничтожения армянского зенитного комплекса «Тор-2МКМ» было снято на северном участке линии фронта – в сотнях километров от зоны активных боев.

Важно отметить, что Армении надо было начать создавать системы радиоэлектронной борьбы еще до начала конфликта. За это время основные направления можно было прикрыть зонами «Поля-21». А низкую мобильность этих комплексов могли бы компенсировать станции «Репеллент» ( в ходе конфликта они были бездарно потеряны в самые первые часы боев). 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer