Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Исследовать вместе


2 декабря 2020 года Анастасия Николаева, Интерфакс


"Роскосмос" поздравил китайских коллег с завершением очередного этапа программы исследования Луны. Российская госкорпорация ведет переговоры с КНР о создании совместной лунной базы.

Китайский космический аппарат совершил успешную посадку на Луну для забора грунта накануне. Зонд "Чанъэ-5" был запущен ракетой-носителем "Чанчжэн-5" ("Великий поход-5") ночью 24 ноября.

Китайская автоматическая станция весом около 8,2 тонн состоит из четырех модулей, в том числе предназначенных для посадки на Луну, бурения поверхности на глубину до двух метров и извлечения грунта; взлетного модуля, стартующего с капсулой с грузом с ее поверхности для автоматической стыковки с орбитальным модулем, который, забрав капсулу, затем отправится к Земле.

Как сообщало Национальное космическое управление Китая (CNSA), 1 декабря комплекс посадочного модуля со встроенным взлетным аппаратом отделился от станции, выведенной на круговую окололунную орбиту Луны высотой 200 км. По данным китайского космического агентства, посадка была осуществлена вечером в районе пика Рюмкера в Океане Бурь в западной части видимой стороны Луны.

В рамках миссии после посадки на Луну модуль должен собрать около двух килограммов геологической породы и доставить их на Землю. 2 декабря посадочный модуль китайской автоматической станции "Чанъэ-5" успешно пробурив грунт Луны на глубину два метра, поднял образцы геологической породы и запаковал их в контейнер. Модулю также предстоит с помощью руки-манипулятора собрать образцы грунта с поверхности Луны. Всего на операцию по сбору грунта отведено 48 часов.

Орбитальный модуль станции с возвращаемым на Землю аппаратом находится в готовности к стыковке с взлетным аппаратом, который передаст ему капсулу с грунтом. Посадка аппарата на Землю планируется 16-17 декабря на севере Китая в автономном районе Внутренняя Монголия.

В случае успеха миссии Китай станет третьей страной в мире после России и США, сумевшей доставить лунный реголит на Землю и первой реализовавшей такой проект с 1976 года. В рамках миссий советских станций "Луна" в 1970-1976 годах на Землю было доставлено 324 граммов лунного грунта, а американские астронавты, летавшие на Луну в 1969-72 годах по программе "Аполлон", привезли 382 грамма грунта.

"Роскосмос" уже поздравил китайских коллег с прилунением аппарата "Чанъэ-5". "Для космической программы КНР это событие, безусловно, является историческим — впервые в истории космических исследований страны специалисты Китайской национальной космической администрации выполнили посадку автоматической возвращаемой станции на Луну, основной задачей которой является доставка на Землю лунного грунта", — сообщил заместитель генерального директора госкорпорации по международному сотрудничеству Сергей Савельев.

Савельев отметил, что исследование Луны является одним из приоритетных направлений космической деятельности всех стран, и Россия с Китаем регулярно обсуждают развитие сотрудничества в этой области.

Так, обсуждение сотрудничества по лунной программе состоялось в середине октября — "Роскосмос" и китайская космическая администрация провели видеоконференцию, во время которой обменялись мнениями по перспективным направлениям двустороннего сотрудничества, включая программу лунных исследований.

В июле глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин также сообщал о переговорах с китайской стороной о создании совместной лунной базы.

"Китайцы сильно выросли за последние годы, мы с уважением относимся к их результатам, и в принципе для нас они достойный партнер", — отмечал он.

Еще в июне прошлого года глава "Роскосмоса" на Петербургском международном экономическом форуме говорил о том, что Россия рассматривает возможность создания совместной российско-китайской лунной базы.

По его словам, проект предусматривает развертывание на Луне системы мониторинга космического пространства для изучения дальнего космоса с перспективой выхода на международное сотрудничество в области астероидно-кометной безопасности. Кроме этого глава госкорпорации отмечал, что Россия и Китай могли бы создать совместную систему операторов для коммерческого распространения результатов высокоточного дистанционного зондирования Земли.

Что касается высадки космонавтов на Луну, то, по его словам, этот этап Россия планирует провести после 2028 года, когда начнутся испытания сверхтяжелой лунной ракеты. Он рассчитывал, что пилотируемый полет к спутнику Земли пройдет в 2029 году.

Российскую лунную программу планировали утвердить в 2020 году. Скончавшийся в мае от коронавируса генконструктор "Энергии" Евгений Микрин в начале года говорил, что в конце 2020-х годов планировалось начать строительство лунной базы.

По его данным, первая высадка российских космонавтов на Луну была запланирована на начало 2030-х годов. Согласно представленной им "дорожной карте" Лунной программы, первая экспедиция должна продлиться две недели.

Между тем российская лунная программа может пострадать из-за сокращения финансирования космической отрасли. Также могут пострадать некоторые инфраструктурные проекты и разработка новых ракет-носителей.

Так, по проекту трехлетнего федерального бюджета ассигнования на реализацию госпрограммы "Космическая деятельность" в 2021-2023 годах планируется урезать на 25 млрд 700 млн рублей. Всего за три года на реализацию госпрограммы выделено 580 млрд 700 млн рублей.

Самое большое сокращение (до 40% в 2021 году) ждет подпрограмму "Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности".

"Дмитрий Олегович (Рогозин) нам показал четко на цифрах, какие проекты пострадают в случае серьезного секвестирования. (...) Насколько мы поняли из доклада, "Луна-26", "Луна-27" и следующие частично профинансированы, но дальше идет большой, существенный секвестр", — отмечал в ноябре депутат Госдумы Денис Кравченко.

Вместе с тем Рогозин заявлял, что проект может быть открыт и для других стран, в том числе США.

В принципе, по его словам, сложности и риски полетов к Луне делают необходимым сотрудничество России и США по взаимной адаптации космических транспортных систем даже в случае отказа "Роскосмоса" от участия в американской программе Artemis.

На 71-м Международном астронавтическом конгрессе, который проходил в середине октября в онлайн-формате, он подчеркнул, что развитие лунных программ не должно подразумевать отказ от постоянного присутствия человека на околоземной орбите. По словам Рогозина, Международную космическую станцию и ее будущего преемника стоит воспринимать как "первую ступень" к дальним космическим рубежам.

"Если Россия создаст транспортную систему, она должна иметь возможность в случае необходимости состыковаться с Artemis. Поэтому мы говорим о том, что в любом случае потребуются договоренности и соглашения об адаптации интерфейсов и стандартов", — отмечал глава "Роскосмоса".

В России для полетов в дальний космос разрабатывается корабль "Орел" в рамках опытно-конструкторской работы "Федерация". Первый полет корабля без экипажа запланирован на 2023 год, с экипажем — на 2025. 

Корабль предназначен для доставки людей и грузов на космические станции на околоземной орбите, а также является одним из ключевых элементов существующей концепции освоения Луны. Для его создания применяются технологии, порой не имеющие аналогов в мировой космонавтике.

В частности, возвращаемый аппарат корабля будет выполнен c использованием новейших композиционных материалов. В самом корабле предусмотрен многоразовый стыковочный агрегат. Современное бортовое электронное оборудование позволит более эффективно решать задачи сближения и стыковки, повысить безопасность экипажа на этапах выведения и спуска на Землю.

Экипаж корабля составит до четырех человек. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции — до года. Общая масса корабля при полете к орбитальной станции будет равна 14,4 тонны (19 тонн при полете к Луне), масса возвращаемого аппарата — 9 тонн. Длина корабля — 6,1 метра. 

Кроме того, весной в России стартовало производство первых модулей перспективной российской сверхтяжелой ракеты-носителя "Енисей". Эскизный проект ракеты был одобрен в конце 2019 года. Начало летно-конструкторских испытаний ракеты назначено на 2028 год, она создается на основе блоков ракеты-носителя "Союз-5".

Ракета будет иметь грузоподъемность 88 тонн и обеспечивать вывод пилотируемого транспортного корабля массой 20 тонн на полярную окололунную орбиту. Это позволит начать пилотируемые полеты к Луне, включая вывод на орбиту спутника Земли пилотируемых и грузовых транспортных кораблей, посадочно-взлетных кораблей и модулей окололунных орбитальных станций.

В это же время компания Blue Origin создает в США корабль для полета к Луне. NASA совместно с Европейским и Японским космическими агентствами реализует проект возобновления полетов на Луну Artemis ("Артемида"). В рамках программы компания Lockheed Martin разрабатывает космический корабль "Орион".

13 октября американская аэрокосмическая компания запустила в суборбитальный полет многоразовую ракету New Shepard для испытания компонентов будущей лунной посадочной системы. Это уже седьмой запуск данной ракеты и 13-й в рамках проекта New Shepard. Предыдущий успешный полет ракеты был осуществлен 11 декабря 2019 года.

Систему предполагается использовать для высадки двух американских астронавтов на поверхность Луны в рамках программы Artemis в 2024 году. В конце октября NASA и Европейское космическое агентство (ЕКА) подписали соглашение о сотрудничестве в создании окололунной станции Gateway в рамках программы.

В соответствии с этим соглашением ЕКА создаст обитаемые и дозаправочные модули, а также обеспечит связь станции с поверхностью Луны.

Кроме того, ЕКА предоставит два европейских сервисных модуля для пилотируемого космического корабля NASA Orion, которые будут включать маршевые двигатели и обеспечивать капсулу энергией, водой и кислородом в рамках полетов по программе Artemis.

Между тем Рогозин убежден, что США не смогут реализовать свою лунную программу без помощи России. Освоение Луны возможно только в международной кооперации, ни одно государство ни справится с этим в одиночку, заявлял глава "Роскосмоса" в конце октября в эфире Первого канала, комментируя планы США по освоению Луны.

Он уверен, что сотрудничество в космосе между Россией и США будет сохраняться в любом случае.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer