Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Исследовать вместе


2 декабря 2020 года Анастасия Николаева, Интерфакс


"Роскосмос" поздравил китайских коллег с завершением очередного этапа программы исследования Луны. Российская госкорпорация ведет переговоры с КНР о создании совместной лунной базы.

Китайский космический аппарат совершил успешную посадку на Луну для забора грунта накануне. Зонд "Чанъэ-5" был запущен ракетой-носителем "Чанчжэн-5" ("Великий поход-5") ночью 24 ноября.

Китайская автоматическая станция весом около 8,2 тонн состоит из четырех модулей, в том числе предназначенных для посадки на Луну, бурения поверхности на глубину до двух метров и извлечения грунта; взлетного модуля, стартующего с капсулой с грузом с ее поверхности для автоматической стыковки с орбитальным модулем, который, забрав капсулу, затем отправится к Земле.

Как сообщало Национальное космическое управление Китая (CNSA), 1 декабря комплекс посадочного модуля со встроенным взлетным аппаратом отделился от станции, выведенной на круговую окололунную орбиту Луны высотой 200 км. По данным китайского космического агентства, посадка была осуществлена вечером в районе пика Рюмкера в Океане Бурь в западной части видимой стороны Луны.

В рамках миссии после посадки на Луну модуль должен собрать около двух килограммов геологической породы и доставить их на Землю. 2 декабря посадочный модуль китайской автоматической станции "Чанъэ-5" успешно пробурив грунт Луны на глубину два метра, поднял образцы геологической породы и запаковал их в контейнер. Модулю также предстоит с помощью руки-манипулятора собрать образцы грунта с поверхности Луны. Всего на операцию по сбору грунта отведено 48 часов.

Орбитальный модуль станции с возвращаемым на Землю аппаратом находится в готовности к стыковке с взлетным аппаратом, который передаст ему капсулу с грунтом. Посадка аппарата на Землю планируется 16-17 декабря на севере Китая в автономном районе Внутренняя Монголия.

В случае успеха миссии Китай станет третьей страной в мире после России и США, сумевшей доставить лунный реголит на Землю и первой реализовавшей такой проект с 1976 года. В рамках миссий советских станций "Луна" в 1970-1976 годах на Землю было доставлено 324 граммов лунного грунта, а американские астронавты, летавшие на Луну в 1969-72 годах по программе "Аполлон", привезли 382 грамма грунта.

"Роскосмос" уже поздравил китайских коллег с прилунением аппарата "Чанъэ-5". "Для космической программы КНР это событие, безусловно, является историческим — впервые в истории космических исследований страны специалисты Китайской национальной космической администрации выполнили посадку автоматической возвращаемой станции на Луну, основной задачей которой является доставка на Землю лунного грунта", — сообщил заместитель генерального директора госкорпорации по международному сотрудничеству Сергей Савельев.

Савельев отметил, что исследование Луны является одним из приоритетных направлений космической деятельности всех стран, и Россия с Китаем регулярно обсуждают развитие сотрудничества в этой области.

Так, обсуждение сотрудничества по лунной программе состоялось в середине октября — "Роскосмос" и китайская космическая администрация провели видеоконференцию, во время которой обменялись мнениями по перспективным направлениям двустороннего сотрудничества, включая программу лунных исследований.

В июле глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин также сообщал о переговорах с китайской стороной о создании совместной лунной базы.

"Китайцы сильно выросли за последние годы, мы с уважением относимся к их результатам, и в принципе для нас они достойный партнер", — отмечал он.

Еще в июне прошлого года глава "Роскосмоса" на Петербургском международном экономическом форуме говорил о том, что Россия рассматривает возможность создания совместной российско-китайской лунной базы.

По его словам, проект предусматривает развертывание на Луне системы мониторинга космического пространства для изучения дальнего космоса с перспективой выхода на международное сотрудничество в области астероидно-кометной безопасности. Кроме этого глава госкорпорации отмечал, что Россия и Китай могли бы создать совместную систему операторов для коммерческого распространения результатов высокоточного дистанционного зондирования Земли.

Что касается высадки космонавтов на Луну, то, по его словам, этот этап Россия планирует провести после 2028 года, когда начнутся испытания сверхтяжелой лунной ракеты. Он рассчитывал, что пилотируемый полет к спутнику Земли пройдет в 2029 году.

Российскую лунную программу планировали утвердить в 2020 году. Скончавшийся в мае от коронавируса генконструктор "Энергии" Евгений Микрин в начале года говорил, что в конце 2020-х годов планировалось начать строительство лунной базы.

По его данным, первая высадка российских космонавтов на Луну была запланирована на начало 2030-х годов. Согласно представленной им "дорожной карте" Лунной программы, первая экспедиция должна продлиться две недели.

Между тем российская лунная программа может пострадать из-за сокращения финансирования космической отрасли. Также могут пострадать некоторые инфраструктурные проекты и разработка новых ракет-носителей.

Так, по проекту трехлетнего федерального бюджета ассигнования на реализацию госпрограммы "Космическая деятельность" в 2021-2023 годах планируется урезать на 25 млрд 700 млн рублей. Всего за три года на реализацию госпрограммы выделено 580 млрд 700 млн рублей.

Самое большое сокращение (до 40% в 2021 году) ждет подпрограмму "Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности".

"Дмитрий Олегович (Рогозин) нам показал четко на цифрах, какие проекты пострадают в случае серьезного секвестирования. (...) Насколько мы поняли из доклада, "Луна-26", "Луна-27" и следующие частично профинансированы, но дальше идет большой, существенный секвестр", — отмечал в ноябре депутат Госдумы Денис Кравченко.

Вместе с тем Рогозин заявлял, что проект может быть открыт и для других стран, в том числе США.

В принципе, по его словам, сложности и риски полетов к Луне делают необходимым сотрудничество России и США по взаимной адаптации космических транспортных систем даже в случае отказа "Роскосмоса" от участия в американской программе Artemis.

На 71-м Международном астронавтическом конгрессе, который проходил в середине октября в онлайн-формате, он подчеркнул, что развитие лунных программ не должно подразумевать отказ от постоянного присутствия человека на околоземной орбите. По словам Рогозина, Международную космическую станцию и ее будущего преемника стоит воспринимать как "первую ступень" к дальним космическим рубежам.

"Если Россия создаст транспортную систему, она должна иметь возможность в случае необходимости состыковаться с Artemis. Поэтому мы говорим о том, что в любом случае потребуются договоренности и соглашения об адаптации интерфейсов и стандартов", — отмечал глава "Роскосмоса".

В России для полетов в дальний космос разрабатывается корабль "Орел" в рамках опытно-конструкторской работы "Федерация". Первый полет корабля без экипажа запланирован на 2023 год, с экипажем — на 2025. 

Корабль предназначен для доставки людей и грузов на космические станции на околоземной орбите, а также является одним из ключевых элементов существующей концепции освоения Луны. Для его создания применяются технологии, порой не имеющие аналогов в мировой космонавтике.

В частности, возвращаемый аппарат корабля будет выполнен c использованием новейших композиционных материалов. В самом корабле предусмотрен многоразовый стыковочный агрегат. Современное бортовое электронное оборудование позволит более эффективно решать задачи сближения и стыковки, повысить безопасность экипажа на этапах выведения и спуска на Землю.

Экипаж корабля составит до четырех человек. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции — до года. Общая масса корабля при полете к орбитальной станции будет равна 14,4 тонны (19 тонн при полете к Луне), масса возвращаемого аппарата — 9 тонн. Длина корабля — 6,1 метра. 

Кроме того, весной в России стартовало производство первых модулей перспективной российской сверхтяжелой ракеты-носителя "Енисей". Эскизный проект ракеты был одобрен в конце 2019 года. Начало летно-конструкторских испытаний ракеты назначено на 2028 год, она создается на основе блоков ракеты-носителя "Союз-5".

Ракета будет иметь грузоподъемность 88 тонн и обеспечивать вывод пилотируемого транспортного корабля массой 20 тонн на полярную окололунную орбиту. Это позволит начать пилотируемые полеты к Луне, включая вывод на орбиту спутника Земли пилотируемых и грузовых транспортных кораблей, посадочно-взлетных кораблей и модулей окололунных орбитальных станций.

В это же время компания Blue Origin создает в США корабль для полета к Луне. NASA совместно с Европейским и Японским космическими агентствами реализует проект возобновления полетов на Луну Artemis ("Артемида"). В рамках программы компания Lockheed Martin разрабатывает космический корабль "Орион".

13 октября американская аэрокосмическая компания запустила в суборбитальный полет многоразовую ракету New Shepard для испытания компонентов будущей лунной посадочной системы. Это уже седьмой запуск данной ракеты и 13-й в рамках проекта New Shepard. Предыдущий успешный полет ракеты был осуществлен 11 декабря 2019 года.

Систему предполагается использовать для высадки двух американских астронавтов на поверхность Луны в рамках программы Artemis в 2024 году. В конце октября NASA и Европейское космическое агентство (ЕКА) подписали соглашение о сотрудничестве в создании окололунной станции Gateway в рамках программы.

В соответствии с этим соглашением ЕКА создаст обитаемые и дозаправочные модули, а также обеспечит связь станции с поверхностью Луны.

Кроме того, ЕКА предоставит два европейских сервисных модуля для пилотируемого космического корабля NASA Orion, которые будут включать маршевые двигатели и обеспечивать капсулу энергией, водой и кислородом в рамках полетов по программе Artemis.

Между тем Рогозин убежден, что США не смогут реализовать свою лунную программу без помощи России. Освоение Луны возможно только в международной кооперации, ни одно государство ни справится с этим в одиночку, заявлял глава "Роскосмоса" в конце октября в эфире Первого канала, комментируя планы США по освоению Луны.

Он уверен, что сотрудничество в космосе между Россией и США будет сохраняться в любом случае.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer