«Аэрофлот», которому принадлежит 51% «Авроры», передаст эту долю второму акционеру перевозчика — правительству Сахалинской области (владеет 49%) всего за один рубль. Об этом рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Валерий Спиченко в ходе обсуждения бюджета в областной думе.
«Первый этап — это довыкуп акций, принадлежащих «Аэрофлоту» (51%) в собственность области. Там будет символическая стоимость в один рубль, фактически просто передача», — сказан он (цитата по Sakhalin.info).
«Вопрос (о возможной продаже «Авроры») на повестке действительно стоит. Это сложная процедура, которая требует, в том числе, корпоративного одобрения», — заявил РБК представитель «Аэрофлота» Михаил Демин. На сегодняшний день стороны находятся «в процессе финализации условий возможной сделки», добавил он.
«Аврора», созданная в ноябре 2013 года, — крупнейший перевозчик в Дальневосточном федеральном округе. В январе-октябре 2020 года компания перевезла 677 тыс. пассажиров, что на 52,4% меньше аналогичного периода прошлого года.
Почему «Аэрофлот» отдает «Аврору»
В марте 2020 года стало известно, что «Аэрофлот» хотел бы продать долю в «Авроре» «Ростеху», контролирующему Объединенную авиастроительную корпорацию. Об этом сообщали «Ведомости» со ссылкой на источники и подтверждал РБК собеседник в одной из крупных лизинговых компаний. По их словам, обсуждался обмен контрольного пакета в дальневосточной авиакомпании на долю «Ростеха» в «Аэрофлоте» (на тот момент его структурам принадлежало 3,5%, которые стоили 2,5 млрд руб. на Московской бирже). Но сделка так и не состоялась, а пакет «Ростеха» в «Аэрофлоте» сократился до 1,6% в ходе допэмисиии в октябре.
Смысл сделки заключался в том, что в январе президент Владимир Путин поручал правительству внести предложения по созданию авиакомпании, которая на самолетах российского производства станет возить пассажиров на Дальнем Востоке. Такие самолеты (в первую очередь, Superjet) производит ОАК, но «Ростех» видел в этом поручении, прежде всего, способ увеличить сбыт таких самолетов, говорили источники в группе «Аэрофлот» и человек, близкий к Минтрансу. При этом госкорпорация не хотела создавать авиакомпанию на базе «Авроры» для перевозок на Дальнем Востоке и считала это «нецелесообразным» для себя.
«Аэрофлот» также не собирался участвовать в создании этой дальневосточной компании. Экс-глава «Аэрофлота» и нынешний министр транспорта Виталий Савельев говорил, что это «региональная компания», которой группа управляет «отдельно», в то время как «Аэрофлот», «Победа» и «Россия» «занимают свои ниши». В новой стратегии группы до 2028 года, утвержденной 16 июля, ничего не говорится про «Аврору». При этом стратегия предполагает, что авиакомпания «Россия» займется всеми социальными направлениями, в том числе с «плоскими тарифами», которые применяются на рейсах на Дальний Восток (по этим направлениям сейчас летает «Аврора»), в Калининград и Крым.
В итоге «Аэрофлот» решил продать «Аврору» правительству Сахалина. «Рассмотрев ваше предложение о приобретении акций АО «Авиакомпания «Аврора», сообщаю, что правительство Сахалинской области готово начать переговоры по данному предложению», — говорилось в ответном письме в компанию от губернатора Сахалина Валерия Лимаренко в мае.
Летом заместитель директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Илья Белавинцев заявил, что консолидация 100% «Авроры» у Сахалина — это лишь первый этап создания на ее базе единой дальневосточной авиакомпании. «Первым этапом будет, естественно, приобретение акций, которые сейчас у «Аэрофлота», именно субъектом, Сахалинской областью», — сказал тогда он, выступая на заседании совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации по развитию арктической авиации. А на втором этапе — рассмотрение целесообразности вхождения в капитал «Авроры» других регионов Дальнего Востока, чтобы в рамках этой компании «учитывались интересы всех субъектов», добавил он. Но условия готовящейся сделки с «Аэрофлотом» не раскрывались.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области 3 декабря уточнил, что создание единой авиакомпании, в частности, позволит значительно увеличить качество и плотность полетов по Сахалину и Курилам. Ранее необходимость в единой авиакомпании для Дальнего Востока объяснялось тем, что для этого региона воздушное сообщение особенно важно из-за больших расстояний, сложных климатических условий и нехватки инфраструктуры. По данным «Ведомостей», на ее создание будет потрачено 30 млрд руб. — это предусмотрено общенациональным планом восстановления экономики.