Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Японская ПРО уходит в свободное плавание


18 декабря 2020 года Сергей Строкань, КоммерсантЪ


Правительство Японии 18 декабря одобрит план укрепления противоракетной обороны (ПРО), предусматривающий строительство двух новейших кораблей, оснащенных системой Aegis. Выбор в пользу систем ПРО морского базирования, ставших альтернативой наземным комплексам Aegis Ashore, ставит точку в споре о том, какой вариант «противоракетного зонтика» отвечает интересам страны. Отказавшись от комплексов наземного базирования, вызывавших серьезную озабоченность Москвы, Токио продемонстрировал растущую самостоятельность в решении вопросов национальной безопасности. Новый вариант японской ПРО станет для России «меньшим злом»: его главная цель — нейтрализация северокорейской угрозы.

Утверждение правительством Японии плана создания системы ПРО морского базирования, намеченное на пятницу, завершит процесс согласования ключевой программы обеспечения безопасности страны, неожиданно растянувшийся на многие месяцы. Точкой невозврата стало заявление министра обороны Нобуо Киси, раскрывшего детали будущей модели японской ПРО.

Как сообщил глава оборонного ведомства, правящая Либерально-демократическая партия и ее партнер по коалиции партия «Комэйто» предварительно одобрили план строительства двух новейших кораблей, оснащенных американской системой ПРО Aegis.

Мы стремились к созданию системы, позволяющей постоянно и продолжительно защищать всю территорию нашей страны. Поэтому мы рассматриваем план оснащения сил самообороны двумя кораблями с системой Aegis»,— сформулировал главную задачу Нобуо Киси.

Создаваемая система ПРО морского базирования должна стать эффективным средством как против баллистических, так и против крылатых и гиперзвуковых ракет. Этому должно способствовать оснащение новых кораблей радаром SPY-7 производства корпорации Lockheed Martin. Новые корабли также смогут вести бой с подлодками и самолетами.

По предварительным подсчетам, строительство кораблей, оборудованных американской системой ПРО Aegis, обойдется Токио в ¥480–500 млрд ($4,6–4,8 млрд).

Еще ¥33,5 млрд ($322 млн) будет выделено на модернизацию уже имеющихся на вооружении у сил самообороны противокорабельных ракет, что позволит существенно увеличить дальность их полета.

Противоракетная система морского базирования станет альтернативой размещению в стране американских наземных комплексов ПРО Aegis Ashore, об отказе от которых в Токио неожиданно заявили в июне этого года. «Я прощу прощения в связи с этим положением дел»,— заявил тогда, пытаясь сгладить конфуз, занимавший пост министра обороны Таро Коно. По его словам, принятое три года назад правительством Синдзо Абэ решение разместить в префектуре Ямагути на юго-западе острова Хонсю и в северной части префектуры Акита американские комплекты Aegis Ashore не было оптимальным.

Напомним, что изначальный выбор в пользу двух американских наземных комплексов Aegis Ashore стоимостью ¥100 млрд каждый (около $890 млн) правительство Синдзо Абэ сделало в 2017 году, в разгар корейского кризиса, когда перед страной со всей остротой встал вопрос о защите от продолжавшихся пусков северокорейских ракет. Предполагалось, что комплексы Aegis Ashore станут «американским зонтиком», способным в будущем надежно обеспечить безопасность воздушного пространства страны: введение установок в строй планировалось до 2023 года.

Однако в начале этого года в японском руководстве засомневались в необходимости Aegis Ashore, фактически поддержав скептическое отношение властей префектур Акита и Ямагути, так и не давших разрешение на их размещение по соображениям безопасности. Одним из главных аргументов против Aegis Ashore стали опасения, что при пуске противоракет невозможно будет гарантировать, что их разгонные блоки не упадут на жилые районы. Еще одним доводом стало то, что американские комплексы ПРО не смогут перехватывать баллистические ракеты последних модификаций, а также крылатые ракеты.

Впрочем, экспертное сообщество так и не пришло к единому мнению относительно того, что же стало реальной причиной столь неожиданного разворота Токио, выглядевшего ударом по стратегии индо-тихоокеанской безопасности США.

При этом эксперты обратили внимание на то, что отказ от систем Aegis Ashore произошел на фоне инициированного правительством Синдзо Абэ референдума об отмене девятой статьи конституции, принятой после поражения императорской Японии во Второй мировой войне, в мае 1947 года. Напомним, что девятая статья, которую нередко называют пацифистской, запрещает Японии вести войну как способ разрешения международных споров и создавать собственные сухопутные войска, флот и военно-воздушные силы.

«Учитывая возможные изменения в конституции, в правительстве Синдзо Абэ и задумались о пересмотре договоренностей с Вашингтоном»,— пояснил “Ъ” директор Центра политических исследований Андрей Федоров. «У систем ПРО морского базирования есть свои весомые преимущества по сравнению с наземными системами: они отличаются мобильностью и возможностью перенацеливания. Учитывая это, решение Японии разместить свою будущую систему противоракетной обороны на боевых кораблях находится в тренде»,— пояснил “Ъ” главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Батюк. «В последнее время внимание к системам ПРО морского базирования еще больше возросло в результате успешного перехвата американской корабельной противоракетой Standard SM-3 Block IIA боеголовки межконтинентальной баллистической ракеты, осуществленного 17 ноября. Это был первый в мире успешный перехват такой ракеты системой ПРО морского базирования,— продолжил эксперт.— После того как Токио не отказался вовсе от американских систем ПРО, а выбрал их морской вариант, возникшая в июне проблема в отношениях Вашингтона и Токио разрешилась».

По мнению старшего научного сотрудника Высшей школы экономики Василия Кашина, морской вариант японской ПРО становится меньшим злом для России, которая выражала серьезную озабоченность в связи с возможностью размещения в стране американских систем ПРО наземного базирования.

«В отличие от морского комплекса Aegis, его наземный вариант Aegis Ashore представляет гораздо большую угрозу для сопредельных стран. Являясь наземной системой, он может поддерживаться в перманентном работоспособном состоянии, в отличие от кораблей с их циклами ремонта и технического обслуживания. Еще более важно, что наземная система, в отличие от морской, имеет практически неограниченный потенциал с точки зрения технической модернизации и увеличения числа и номенклатуры ракет в пусковых установках»,— пояснил “Ъ” Василий Кашин.

По словам эксперта, японские системы Aegis Ashore, от которых было решено отказаться, должны были существенно отличаться по своему техническому облику от «усеченных» вариантов этого комплекса, размещенных в Европе. В частности, предполагалась возможность размещения на базах гораздо большего количества ракет-перехватчиков; возможность установки более мощных и тяжелых радиолокационных станций, которые было бы невозможно установить на кораблях; возможность размещения на этих базах также и крылатых ракет. «Отказ Японии от размещения на своей территории систем Aegis Ashore в пользу систем ПРО морского базирования стал важным шагом, который позволит Японии обеспечить рост своих противоракетных возможностей, при этом избежав прямой конфронтации с Россией и Китаем»,— резюмировал господин Кашин.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer