Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Небесное дело: на какие беспилотники делает ставку Минобороны


13 декабря 2020 года Антон Лавров, Известия


Минобороны планирует скорректировать планы развития беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Изменения подготовлены по итогам опыта Сирии и изучения современных конфликтов, включая нагорнокарабахский, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. Могут быть пересмотрены цели по количеству дронов разных классов. Возможно также изменение приоритетов в разработке новых образцов. Какие программы получат преимущество, а какие будут свернуты и что в итоге хотят получить военные, разбирались «Известия».

Переломный год

В этом году сразу в трех разных конфликтах именно ударные беспилотники сыграли ключевую роль, рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин.

— Турция с их помощью затормозила наступление сирийского правительства в Идлибе, — сообщил специалист. — В Ливии они же помогли переломить ситуацию и отбросить войска Хафтара от Триполи. А совсем недавно мы наблюдали их применение в боях за Нагорный Карабах.

Опыт этого конфликта будет особенно активно изучаться как за рубежом, так и в России, считает эксперт. Впервые в таком количестве были применены дроны-камикадзе. Они продемонстрировали свою высокую эффективность даже против регулярной армии, оснащенной не только бронетехникой и артиллерией, но и полноценными комплексами ПВО малой и средней дальности, заключил Владислав Шурыгин.

В России также хватает разработок подобных беспилотников. Но это направление не считалось приоритетным. Ему уделялось недостаточно времени, а главное — ресурсов. Бюджеты их разработки были несопоставимы с зарубежными или с приоритетными проектами отечественного ВПК. Теперь ситуация может измениться.

На этой неделе глава «Ростеха» Сергей Чемезов рассказал СМИ, что в Сирии были опробованы легкие барражирующие дроны-камикадзе «Ланцет», созданные концерном «Калашников». Руководитель госкорпорации также сообщил, что ударная функция будет и у находящихся на стадии испытаний средних по размерам БЛА «Корсар», вес которых около 200 кг.

Силовая проблема

В 2020 году состоялось долгожданное событие — первые большие ударные БЛА отечественной разработки поступили в учебные центры Минобороны. Продемонстрировали и внушительную российскую линейку новых малогабаритных боеприпасов для них.

Компания «Сухой» начала постройку партии опытных 20-тонных «Охотников», которые смогут быть не только бомбардировщиками, но и посоперничать за господство в воздухе с передовыми истребителями. По словам главы Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря, этим летом Минобороны попросило максимально ускорить их разработку и уменьшить ее сроки более чем на год.

Разработчик завершил стадию научно-исследовательских работ и приступил в 2020-м к опытно-конструкторским. Началось строительство еще нескольких прототипов для летных и статических испытаний. Первоначально завершение разработки ожидалось к концу 2025 года. Минобороны настаивает на окончании их уже к началу 2024-го.

По-прежнему не завершена разработка семитонного «Альтиуса». Из-за санкций, оставивших его без импортных двигателей и компонентов, проект пришлось перерабатывать. Необходимость его локализации задержала программу более чем на год. Но этот дрон с большой продолжительностью полета необходим. Именно он выглядит наиболее подходящим кандидатом на роль массовой тяжелой ударной машины, сопоставимой по возможностям с настоящим бомбардировщиком. Не зря на ней испытывались новые «умные» бомбы семейства «Гром», по мощности не уступающие обычным пятисоткилограммовым.

— Ключевая проблема у нас — отсутствие собственной линейки двигателей. Как электрических для малых аппаратов, так и внутреннего сгорания для больших. Нужны модели с мощностями от пяти до 150 л.с., — рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. — Есть опытные изделия, но серийного производства нет. Вторая проблема — создание малогабаритных боеприпасов. В силу невостребованности этим длительное время не занимались, но в последние годы ряд предприятий работает в данном направлении. Кое-что уже сделано и применяется в Сирии. Но в ряде направлений надо еще подождать. Что касается дронов — барражирующих боеприпасов, то они тоже уже применяются в Сирии, но это единичные образцы. Надо определиться, какие именно их модели стоит поставить в серию.

У нас нет стратегического беспилотника большой дальности, высотности и продолжительности полета, аналога американского Global Hawk. Пока неизвестно даже о НИОКР в этом направлении. Возможно, его не считают важным, рассказал эксперт.

Новые направления

Группе компаний «Кронштадт», поставившей Министерству обороны первый комплект из трех беспилотников и станции управления для них, еще предстоит продемонстрировать свои возможности по серийному производству «Орионов». Но амбиции фирмы ими не ограничиваются. На выставке «Армия-2020» компания впервые представила полноразмерные макеты более крупных аппаратов, которые она разрабатывает в инициативном порядке.

Среди них — семитонный реактивный «Гром», который должен применять как бомбы, так и ракеты «воздух–воздух». Опыт, заработанный при создании, испытаниях и постановке в серийное производство «Орионов», может помочь компании быстрее довести до ума свои более тяжелые аппараты. Тем не менее пока официальных заявлений о новых контрактах на них от Минобороны не было, а сами работы находятся на ранней стадии.

Настало время модернизации и сокращения разнообразия имеющихся на вооружении легких разведывательных аппаратов «первой волны». Они разработаны и начали поступать в войска еще в 2013–2014 годах. Наиболее успешные модели, такие как «Орлан-10» и «Элерон-3», могут быть обновлены с использованием более современных компонентов. Остальные образцы должны быть заменены перспективными моделями.

— Что касается применения беспилотников тактического класса и насыщенности ими войск, то у нас с этим всё в порядке, — считает Виктор Мураховский. — В каждой бригаде Сухопутных войск есть рота беспилотников, есть они в морской пехоте и береговых войсках флота. В Сирии мы умеем одновременно держать по 50–70 беспилотников в разных районах страны. Так что сказать, что мы безнадежно отстали, нельзя. Но есть направления, где еще нужно приложить усилия.

Россия, по данным Минобороны, имеет на вооружении свыше двух тысяч небольших разведывательных БЛА с продвинутыми возможностями. Разрабатывается семейство из сложных и тяжелых беспилотников с массой свыше одной тонны. Но ниша средних машин, весящих от ста до тысячи килограммов, остается почти незанятой. Именно в ней есть возможность быстрее и дешевле разработать новые ударные и многоцелевые машины с большим боевым потенциалом.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer