Перевозчики также по-разному восприняли позицию регулятора. В пресс-службе «Победы» “Ъ” заявили, что компания не продает билеты на грузопассажирские рейсы в рамках пакетных туров и направила туроператорам напоминание о том, что на некоторых международных направлениях действуют ограничения. При этом перевозчик заверил, что выполнит все заявленные в расписании рейсы, в том числе грузопассажирские в Ларнаку, Дубай, Гюмри, Берлин и Кельн.
Российским авиакомпаниям теперь запрещено принимать на борт грузопассажирских рейсов следующие за рубеж туристические группы. Об этом говорится в телеграмме, разосланной Росавиацией перевозчикам, которую цитирует ТАСС. При выявлении нарушений разрешение на полет будет аннулировано, поскольку грузопассажирские рейсы направлены на «вывоз иностранных граждан с территории РФ и возврат российских граждан на родину». В Росавиации не ответили на запрос “Ъ”.
Массовые пассажирские авиаперевозки за рубеж российские власти приостановили в конце марта в рамках борьбы с распространением COVID-19. С этого момента авиакомпании начали осуществлять вывозные рейсы, на которых летали оставшиеся за рубежом или возвращавшиеся в страну постоянного проживания россияне и иностранцы, покидающие РФ. Лишившись основной части клиентов, перевозчики начали использовать пассажирские самолеты для перевозок грузов в разные страны, в ряде случаев рейсы оказывались смежными. С лета Россия частично возобновила регулярные полеты в Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Южную Корею, Египет, ОАЭ, Турцию, Великобританию, Швейцарию, Танзанию, Сербию, Японию, Эфиопию, а также на Мальдивы, Кубу и Сейшелы.
Представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина предполагает, что причиной для телеграммы стали грузопассажирские рейсы «Уральских авиалиний» и «Победы» в Дубай: получив допуски для чартерных вывозных программ, эти компании начали предлагать билеты туроператорам.
Эксперт допускает, что «некоторые могли согласиться», что не понравилось авиакомпании Emirates: Россия начала формально превышать положенную ей квоту по перевозкам в ОАЭ. В Ассоциации туроператоров России (АТОР) уточняют, что сейчас для полетов в Дубай действует квота в 14 рейсов: семь рейсов у «Аэрофлота» и семь — у Emirates. Все остальные полеты имеют нерегулярный статус.
Госпожа Тюрина отмечает, что остальные направления, по которым продолжаются грузопассажирские рейсы, например страны ЕС, закрыты для российских туристов и подобной проблемы там не возникает. В АТОР со ссылкой на пресс-службу Росавиации сообщают, что ограничение в принципе не касается официально открытых для туризма направлений, в частности ОАЭ, куда туристы летать могут. Один из собеседников “Ъ” на туррынке предполагает, что инициатива Росавиации также может быть связана с рассылкой «Победы» о возобновлении полетов в Ларнаку, хотя Кипр официально закрыт для туристов из России.
Глава юридического агентства «Персона грата» Георгий Мохов поясняет, что в любом случае фактически в телеграмме Росавиации речь идет лишь о запрете продажи билетов в составе пакетных туров, то есть самостоятельные путешественники спокойно могут их покупать.
По данным АТОР, «Уральские авиалинии», ссылаясь на телеграмму Росавиации, попросили партнеров реализовывать авиабилеты отдельно от тура и исключить упоминание авиакомпании при рекламе туров в ОАЭ до снятия ограничений. В авиакомпании не ответили на запрос “Ъ”.
Собеседник “Ъ” на туристическом рынке говорит, что в среднем в ОАЭ летают три грузопассажирских рейса в неделю, которые перевозят около 600 человек. Он сомневается, что, учитывая небольшой пассажиропоток, решение Росавиации окажет серьезное влияние на ценообразование. Сейчас, по оценкам собеседника “Ъ”, билеты в Дубай из Москвы и обратно стоят в среднем 30–50 тыс. руб. на человека, тогда как при четырех рейсах в неделю цена достигала 150 тыс. руб.