Воздушный командный пункт Ил-80, также известный как «самолет Судного дня», был разработан в конце 1980-х годов на базе пассажирского самолета Ил-86. Самолет предназначен для эвакуации высшего военного руководства страны и одновременного управления вооруженными силами в условиях конфликта. Самолет может работать полностью автономно. Детальная информация о нем является государственной тайной. Всего в России четыре таких воздушных судна.
Следственное управление УМВД России по Таганрогу возбудило уголовное дело по факту хищения имущества из воздушного командного пункта Ил-80, который также известен как «самолет Судного дня». Дело возбуждено по п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража). Как сообщили “Ъ” в пресс-службе управления на транспорте МВД России по СКФО, с заявлением о краже в полицию обратилось 4 декабря руководство ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева». По данным следователей, из воздушного судна Ил-80, находящегося на аэродроме Таганрог-Южный, неизвестные похитили имущество на сумму более 1 млн руб. В полиции происшествие более подробно не комментируют, в приемной ТАНТК имени Бериева в течение дня на звонки “Ъ” не ответили.
По данным «Известий», Ил-80 доставили на аэродром Таганрог-Южный летом 2019 года для работ по модернизации. Ожидалось, что воздушное судно «вернется в строй в ближайшие год-два», сообщает издание со ссылкой на собственный источник. РЕН ТВ уточняет, что из Ил-80 пропало 39 радиостанционных блоков и еще пять плат из пяти таких же демонтированных блоков, при этом источник «Известий» заявляет, что «говорить о 39 радиостанциях или радиоблоках нельзя, на борту самолета просто нет столько электроники».
Происшествие уже прокомментировали в Кремле: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что похищение оборудования из Ил-80 станет поводом, чтобы сделать выводы и принять меры для исключения повтора подобных ситуаций.
Разумеется, будут сделаны выводы. Конечно, такое ЧП»,— ответил господин Песков во время пресс-колла на вопрос об усилении охраны подобных объектов.
Ранее «Открытые медиа» выяснили, что ТАНТК имени Бериева потратил на охрану аэродрома Таганрог-Южный в 2020 году 24 млн руб. Контракт на «оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры» был заключен в марте 2020 года с ФГУП «Управление ведомственной охраны» Минтранса. Подрядчик должен был организовать на территории аэродрома восемь круглосуточных постов: пять стационарных и три подвижных. «Интересно, что в закупочной документации можно найти подробный план аэропорта и расположения всех постов охраны. На нем указаны все КПП, расположение групп быстрого реагирования и даже сектора обзора камер наблюдения»,— отмечает издание.
Официально версии следствия по поводу того, кто мог совершить кражу, не оглашаются. Источник в силовых структурах канала «Царьград» полагает, что с большой долей вероятности оборудование похитили «обычные воры, которым нет никакого дела до секретных разработок». По его мнению, детали могли быть украдены для продажи цветного металла.