Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Страшный рой. Чем опасна стая дронов для русских танков


6 ноября 2020 года Дмитрий Литовкин, ТАСС


В ближайшее время Турция получит дрон, якобы способный уничтожить за один вылет роту российских танков Т-72 или современных Т-90. Им станет улучшенная версия неплохо зарекомендовавшего себя в ходе боев в Сирии беспилотника ANKA-S. Хотя с помощью этой машины турецкие военные достаточно наглядно показали войну будущего, где место человека не в окопе, а за пультом управления роботами, с этими беспилотниками все не так просто, отмечают специалисты, и поводов для эйфории не так уж и много.

"Чудо турецкое"

Операция турецких военных в сирийском Идлибе в марте этого года стала премьерным показом новых возможностей турецкой армии. Впервые были массово задействованы новейшие беспилотные аппараты Bayraktar TB2 и многоцелевые TAI Anka. Турецкие военные утверждали, что осуществлялось до трех групповых вылетов в день. Снятое дронами видео доказывало их эффективность: аппараты легко находили и уничтожали цели на земле. Министр обороны Турции Хулуси Акара с гордостью отмечал, что только за одну ночь армия уничтожила более 200 целей.

На фоне демонстрации возможностей дронов в сознании некоторых политических лидеров закрепилась идея, что с их помощью можно начать войну и победить без особых для себя потерь. Ею заразился и украинец Владимир Зеленский. Совсем недавно он посетил Анкару, где подписал соглашение о намерении приобрести у Турции 48 ударных оперативно-тактических беспилотников Bayraktar TB2 и начать их совместное производство на территории своей страны. В 2019 году Украина уже приобретала у турецкой компании Baykar Makina ударные дроны. Их планировали использовать в Донбассе. Если на тот момент, по сути, ничего, кроме ярмарочно-выставочного пиара, за ними не стояло, то на сегодняшний день, приходится признать, они доказали свою эффективность.

"Избиение младенцев"

Фактически представленный некоторыми СМИ в качестве "убийцы" наших Т-72 и Т-90 беспилотный штурмовик TAI Aksungur, разработанный компанией Turkish Aerospace Industries, еще более впечатляет своими достоинствами, чем его предшественники. Он может взять на борт крылатую ракету большой дальности Roketsan SOM. Вес ее боевой части 230 кг. Эта более чем серьезная боеголовка способна с высокой вероятностью пробить броню танка. Но вот уничтожить их роту, как восторженно пишут СМИ, вряд ли.

Причина этого весьма банальна. Анализ видеороликов, регулярно поставляемых в Интернет Минобороны Турции из разных конфликтных зон, показывает, что дроны воюют с одиночными, часто ничем не защищенными целями. ЗРПК "Панцирь-С" либо находится на марше, либо стоит выключенным под навесом. Комплексы ПВО "Оса" также не работают. Про танки и другую бронетехнику и говорить не приходится: они либо стоят, либо небыстро куда-то едут. Второй момент заключается в том, что во всех случаях более высокотехнологичный противник уничтожает менее подготовленного. Поэтому все и выглядит как библейский сюжет с избиением младенцев.

А если противник посерьезней? Например, российские, не экспортные, а именно наши танки стоят на позиции? И вот тут уже можно фантазировать про технологическую войну будущего. Ее главные черты: полное информационное перекрытие района боевых действий системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), глубоко эшелонированная система противовоздушной обороны театра военных действий (ПРО ТВД), наличие авиации и ударных вертолетов над полем боя, ну а на земле — танки в компании с самоходной зенитной артиллерией.

Один в поле не воин

РЭБ — это то, что глобально сделает невозможным массовое применение ударных дронов. Канал связи с ними находится мгновенно, так как машиной надо не только управлять, но и оператор должен контролировать ее полет по видеоканалу, который вот так просто в эфире не спрячешь. Если машина не одна, а несколько или десяток — это будет все равно что включить первый канал нашего телевидения, передающий сигнал по всей стране в HD-качестве.

Одинокий камикадзе еще имеет шанс остаться незамеченным в радиоэфире. Но не для систем ПВО. С-300/400, может, и проморгают его из-за незначительности цели. Но следом за ними стоят комплексы средней дальности "Бук-М3". Они тоже могут смолчать. Но там как в лес: чем дальше — тем больше елок. В "чаще" будут ждать недальнобойные, но зато всеядные "Тор-М3" и ЗРПК "Панцирь-С1". И даже если им будет лень напрягаться, на позиции окажется боец с современным зенитным ракетным комплексом "Игла" или "Верба", который получит целеуказание по цепочке от всех радаров более мощных систем и сможет применить против нарушителя относительно недорогое, но крайне эффективное средство поражения.

А что же с танками? С ними, в общем-то, все будет так же. Если внимательно читать пресс-релизы концерна "Уралвагонзавод" (входит в ГК "Ростех") — предприятия, одного из немногих в мире, серийно производящих такую технику, — то в них сказано, что "старенькие" Т-72, доведенные в ходе модернизации до уровня Т-72Б3, имеют "всеракурскую защиту" от средств поражения. Это означает, что самое уязвимое на сегодня их место — верх башни — у них прикрыто динамической защитой. Про Т-90 и его самую современную модификацию Т-90МС, новейший Т-14 "Армата", вообще говорить не приходится. Для них это аксиома, подкрепленная еще и возможностью использования дымометаллических зарядов, накрывающих поле боя на километры непроницаемой для оптических средств завесой, найти под которой машины практически невозможно.

Нам не страшен страшный рой

Но есть и еще один секрет живучести роты танков. Даже без всей этой многоуровневой и в чем-то капризной группировки ПВО. В ближайшее время в строй вернется реинкарнация легендарной "адской молотилки" ЗСУ-57 — "Деривация-ПВО". Это новая машина, созданная на базе БМП-3 и автоматического боевого 57-мм модуля АУ-220М. Блок делает 120 выстрелов в минуту. Использует несколько типов боеприпасов, среди которых есть дистанционно подрываемые и управляемые. Машина оснащена современными оптико-электронными системами наблюдения, благодаря которым видит даже самые маленькие дроны. Ну а с их роем разберутся снаряды с дистанционным подрывом.

НА ЭТУ ТЕМУ

Скорострельный робот. Россия презентовала новый универсальный боевой модуль

При такой интенсивности стрельбы "Деривация-ПВО" способна буквально в одной точке выставить в рядок несколько десятков боеприпасов и мгновенно их подорвать, после чего облако поражающих элементов сотрет с неба всю воздушную рать. Дальность поражения боеприпасов комплекса сопоставима с дистанцией применения управляемых противотанковых ракет UMTAS с лазерным наведением, корректируемых планирующих высокоточных авиабомб Roketsan MAM-C и MAM-L, стоящих на турецких беспилотниках Bayraktar TB2, ANKA-S, Aksungur.   

Боевой модуль АУ-220М существует сегодня в нескольких версиях: для тяжелых гусеничных платформ, кораблей, боевых машин пехоты БМП-3 или боевых разведывательных машин БРМ-3K "Рысь". Есть у него и авиационный вариант, который позволяет нам создать так называемый ганшип. Это аналог американского самолета C-130 "Геркулес" с размещенной на борту артиллерийской батареей 30-мм и 105-мм пушек для непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя. У нас такую машину создают на базе военно-транспортного самолета Ан-12. Можно спросить, какая связь между летающей крепостью и дронами? Ответ очевиден — уничтожение пунктов управления ими. Это, как правило, трейлеры, которые, как и вся любая техника в районе боевых действий, находятся собственными беспилотниками-разведчиками, космическими средствами наблюдения и уничтожаются в первую очередь.

' YouTube/TASS'

Спекулировать на тему войн будущего можно бесконечно. Очевидно, что Турция, а также Израиль с роботами-убийцами Sky Striker и Harop (барражирующими боеприпасами) показали нам один из возможных сценариев их ведения. Понятно, что в военном конфликте средней интенсивности против плохо вооруженного противника они в высшей степени эффективны. Но в любой войне результат достигается исключительно на земле. Без проведения сухопутной операции победы не будет. Это показали и две американские кампании в Ираке, где в первой активно обстреливали "Томагавками", а во второй вынуждены были послать танки для окончательного усмирения Саддама Хусейна. То же самое происходит в Сирии, где наши вооруженные силы, не ограничиваясь одними авиаударами, проводят сухопутные операции совместно с правительственными войсками против запрещенной у нас ИГИЛ.

Тем более что есть и еще нюансы. Неправомерное по отношению к способу ведения военных конфликтов применение беспилотных аппаратов привело к тому, что ряд западных компаний заявил о прекращении поставок комплектующих для турецких беспилотников. Первой это сделала австрийская Rotax — дочернее предприятие канадского концерна Bombardier. Следом санкции в отношении Анкары ввела американская компания Viasat. Эти компании поставляли Турции двигатели и аппаратуру канала связи для дронов. Если учесть, что Bayraktar TB2 практически полностью состоит из иностранных компонентов, то стоит ли бояться "турецкого чуда"?




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer