Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Американская навигационная спутниковая система GPS. История и развитие проекта


6 ноября 2020 года ТАСС


6 ноября 2020 года в 02:24 мск американская компания SpaceX осуществила запуск с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) ракеты-носителя Falcon 9 с навигационным спутником GPS III. ТАСС подготовил материал о спутниковой системе GPS.

Основные сведения, история проекта

GPS (Global Positioning System, "Система глобального позиционирования") - американская глобальная навигационная спутниковая система. Предназначена для обеспечения навигационной информацией военных и гражданских потребителей. Позволяет в режиме реального времени определять местоположение и скорость объектов в любом месте Земли (исключая приполярные области), а также в околоземном космическом пространстве.

Навигационная система была разработана и эксплуатируется Министерством обороны США (заказчик - Военно-воздушные силы). Работы по ее созданию начались в 1973 году в рамках военной программы DNSS (Defense Navigation Satellite System, "Оборонная навигационная спутниковая система"), впоследствии переименованной в NAVSTAR (Navigation System using Timing And Ranging, "Навигационная система определения времени и дальности"), а затем в GPS.

В 1983 году спутниковую систему NAVSTAR, создававшуюся как военный проект, было решено открыть для гражданских пользователей. Поводом для рассекречивания системы послужила потеря южнокорейского пассажирского самолета Boeing 747. 1 сентября 1983 года лайнер, следовавший рейсом из Нью-Йорка в Сеул с 246 пассажирами и 23 членами экипажа на борту, отклонился от маршрута, углубился в воздушное пространство СССР, где был принят за самолет-разведчик, сбит ракетой с советского истребителя-перехватчика Су-15 и разбился в океане близ острова Монерон к юго-западу от Сахалина. Чтобы избежать подобных инцидентов, президент США Рональд Рейган дал разрешение на использование системы для гражданских целей, но с пониженной точностью определения местоположения (по сравнению с военными).

9 декабря 1993 года NAVSTAR в составе 24 спутников была принята на вооружение и стала использоваться для точного наведения ракет на неподвижные, а затем и на подвижные объекты в воздухе и на земле.

17 июля 1995 года ВВС США объявили о полной боеготовности навигационной системы, обеспечивающей глобальное покрытие земного шара и передачу информации в круглосуточном режиме. В том же году доступ к NAVSTAR получили также гражданские потребители и началась ее коммерческая эксплуатация.

Спутники

В рамках совершенствования навигационной системы было создано несколько поколений спутников:

- Navstar (запускались в 1978-1985 годах);

- Navstar II (1989-1990);

- Navstar IIA (впоследствии GPS IIA; 1990-1997);

- GPS IIR (1997-2004);

- GPS IIR-M (2005-2009);

- GPS IIF (2010-2016);

- GPS III (2018 - н. в.).

В 1974 году генеральным подрядчиком по изготовлению спутников стала корпорация Boeing (Чикаго, штат Иллинойс). Она построила аппараты Navstar, Navstar II, Navstar IIA (GPS IIA), а также GPS IIF.

Спутники GPS IIR и их модернизированный вариант GPS IIR-M были разработаны и изготовлены компанией Lockheed Martin (Бетесда, штат Мэриленд). В мае 2008 года Lockheed Martin выиграла конкурс на строительство аппаратов третьего поколения (GPS III).

Расчетный срок службы первых навигационных аппаратов составлял 5-12 лет. Срок работы спутников третьего поколения увеличен до 15 лет. С помощью GPS III можно определять местонахождение с точностью до 1-3 м для гражданских пользователей (возможности спутников второго поколения - от 3 м до 10 м). Кроме того, аппарат последнего поколения обладает повышенной помехоустойчивостью.

Навигационная система

GPS включает в себя три сегмента: космический, управления и контроля, пользовательский.

Для полноценной работы навигационной системы необходимо иметь как минимум 24 действующих спутника (штатное количество - 32, включая резервные аппараты), вращающихся по круговым орбитам высотой 20,2 тыс. км в шести плоскостях.

Наземная часть состоит из сети станций по передаче сигнала GPS. Главная станция управления находится на базе ВВС Шривер в Колорадо-Спрингс (штат Колорадо).

Для гражданских пользователей необходим только навигатор или другой аппарат (мобильный телефон, смартфон, наручные электронные часы и др.) с GPS-приемником. Потребители, имеющие приемники GPS, пользуются навигационной системой бесплатно.

Статистика запусков

Для запуска навигационных спутников используются ракеты-носители Atlas V (с 2013 года), Delta IV (с 2010 года) и частная Falcon 9 (с 2018 года).

Первый спутник (Navstar) был запущен 22 февраля 1978 года ракетой Atlas, стартовавшей с базы ВВС США Ванденберг (штат Калифорния).

Всего по состоянию на 6 ноября 2020 года включительно на околоземную орбиту успешно выведены 74 спутника. Еще два аппарата были потеряны в результате аварий ракет Atlas (в декабре 1981 года) и Delta II (в январе 1997 года). Предыдущий запуск состоялся 30 июня 2020 года с мыса Канаверал, когда ракета Falcon 9 вывела в космос аппарат GPS III.

В настоящее время (с учетом запуска 6 ноября 2020 года) на орбите Земли находятся 33 спутника, в том числе девять GPS IIR, восемь GPS IIR-M, 12 GPS IIF и четыре GPS III. Из них 31 аппарат передает навигационные сигналы. Запущенный в марте 2009 года спутник GPS IIR-M временно выведен на техобслуживание.

Развитие GPS

Со временем вся орбитальная группировка системы GPS будет состоять из спутников третьего поколения, которые заменят устаревшие аппараты. По оценкам экспертов, обновление группировки навигационной системы обойдется примерно в $7,7 млрд.

Навигационные системы других стран

Навигационную спутниковую систему, также охватывающую всю планету, имеет Россия (ГЛОНАСС). В июне 2020 года Китай завершил формирование навигационной системы "Бэйдоу", способной работать в глобальном масштабе. В 2020 году Европейский союз планировал полностью развернуть глобальную навигационную систему Galileo, создаваемую во взаимодействии с Европейским космическим агентством. Кроме того, региональные системы спутникового позиционирования имеют Индия (NavIC) и Япония (QZSS). 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer