Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Генералы выбирают умное оружие


3 ноября 2020 года Сергей Птичкин, Российская газета


На прошедших в конце прошлой недели "Огарковских чтениях" прозвучали, можно сказать, сенсационные заявления. Одно из них касалось неизбежного пересмотра существующих военных доктрин.

Маршал Советского Союза Огарков, бывший с 1977 по 1984 год начальником Генерального штаба Вооруженных сил СССР, стал лицом подобных чтений потому, что в своих теоретических трудах предвосхитил то развитие вооруженных сил в глобальном масштабе, которое начинается только сейчас. Это знают и за рубежом, поэтому в мероприятии участвуют ведущие западные военные аналитики.

Стоит подчеркнуть, что идею проведения "Огарковских чтений" поддержали заместитель председателя правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов, заместитель министра обороны Алексей Криворучко и руководство госкорпорации "Ростех". То есть озвученные на них мысли интересны и армии, и оборонной промышленности.

Не подвергается сомнению тот факт, что в ближайшем десятилетии будет переформатирован взгляд на саму суть современных войн. Они входят в эпоху сетецентризма. Суть его в том, что все силы и средства - как люди, так и техника на конкретном направлении сводятся в единую сеть управления. И главную роль в этой сети будут играть качество разведданных, скорость их передачи, скорость принятия командирских решений, скорость доведения этих решений до личного состава. И опять же - скорость обратных связей между войсками, действующими на поле боя, и их вышестоящим командованием.

Сама картина боя становится похожа на продвинутую компьютерную игру. Победит не тот, кто бросит на противника армаду бронетехники, а тот, кто научится грамотно маневрировать огневыми средствами поражения. И важнейшую роль в войнах уже ближайшего будущего станут играть роботизированные наземные, морские комплексы и беспилотные летательные аппараты.

На это в своем выступлении обратил внимание Сверре Дизен, бывший военным заместителем министра обороны Норвегии в период с 2005 по 2009 годы. Он отметил, что очень скоро может произойти смена приоритетов в выборе военной техники. На смену дорогим и сложным носителям высокоточного оружия придут более дешевые платформы. И цена управляемого оружия с внедрением искусственного интеллекта может уменьшиться. При этом боевое качество носителей и оружия повысится.

Действительно, последняя версия американского ударного вертолета AH-64 Apache стоит более 50 миллионов долларов. А несет он всего 8 управляемых противотанковых или иных ракет высокой точности, тоже весьма дорогих. В то же время беспилотный летательный аппарат, способный обнаружить и гарантированно поразить танк, стоит 500 долларов. То есть по цене одного вертолета можно закупить сто тысяч боевых дронов. И теоретически уничтожить ими все танки мира.

О растущей эффективности беспилотников свидетельствуют все локальные военные конфликты последнего времени. Не считаться с этим уже нельзя.

Достаточно вспомнить беспрецедентный удар беспилотных летательных аппаратов по нефтеперерабатывающим заводам Саудовской Аравии в Абкайке и Хурайсе 14 сентября 2019 года.

В начале этого года - 3 января - высокоточной ракетой, пущенной с беспилотника MQ-9 Reaper, был убит иранский генерал-лейтенант Касем Сулеймани. Он доставлял немало головной боли спецслужбам Израиля и США. Охотились за ним долго, но близко подобраться не могли. А с вот помощью дрона ликвидировали.

Важно отметить, что современные ударно-разведывательные беспилотники способны не только сканировать ту или иную территорию, но и выделять, а также идентифицировать на ней все предметы и живые существа. Боевой дрон никогда не спутает танк с грузовиком или человека с лошадью. Более того, компьютерные программы позволяют определять, техника какой марки попала в объектив следящего устройства. И для наиболее эффективного ее поражения выбираются соответствующие боеприпасы.

Победу в маневренных войнах гарантирует уже не обилие современных и дорогих вооружений, а качество управления самим маневром. И, конечно, грамотное использование тех самых боевых роботов.

Противотанковый вертолет AH-64 Apache стоит 50 млн долларов, а беспилотник, способный обнаружить и гарантированно поразить танк, - 500 долларов

Кстати, первым в мире это предсказал именно маршал Огарков в конце 1970-х годов. А в 1980-е годы в Советской армии впервые в мире появилась автоматизированная система управления войсками "Маневр". Сегодня о ней мало что известно - лихие девяностые ее просто убили. А вот американцы каким-то образом эту систему получили. Изучили и провели командно-штабную игру, в которой имитировали столкновение армий НАТО и Варшавского Договора. Как оказалось, используя возможности "Маневра", Восток разгромил бы Запад без использования ядерного оружия в течение нескольких дней.

Если бы идеи Огаркова получили развитие, Российская армия сегодня была бы лидером и в теории, и в практике ведения сетецентрических войн. Остается надеяться, что хотя бы не отстаем. Стоит повторить, время дорогих и тяжелых боевых машин уходит в прошлое. Наступает эпоха высокомобильных систем, обладающих искусственным интеллектом и включенных в единую сеть, способную одновременно управлять техникой, армейскими подразделениями и даже конкретным воином на поле боя.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer