Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Генералы выбирают умное оружие


3 ноября 2020 года Сергей Птичкин, Российская газета


На прошедших в конце прошлой недели "Огарковских чтениях" прозвучали, можно сказать, сенсационные заявления. Одно из них касалось неизбежного пересмотра существующих военных доктрин.

Маршал Советского Союза Огарков, бывший с 1977 по 1984 год начальником Генерального штаба Вооруженных сил СССР, стал лицом подобных чтений потому, что в своих теоретических трудах предвосхитил то развитие вооруженных сил в глобальном масштабе, которое начинается только сейчас. Это знают и за рубежом, поэтому в мероприятии участвуют ведущие западные военные аналитики.

Стоит подчеркнуть, что идею проведения "Огарковских чтений" поддержали заместитель председателя правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов, заместитель министра обороны Алексей Криворучко и руководство госкорпорации "Ростех". То есть озвученные на них мысли интересны и армии, и оборонной промышленности.

Не подвергается сомнению тот факт, что в ближайшем десятилетии будет переформатирован взгляд на саму суть современных войн. Они входят в эпоху сетецентризма. Суть его в том, что все силы и средства - как люди, так и техника на конкретном направлении сводятся в единую сеть управления. И главную роль в этой сети будут играть качество разведданных, скорость их передачи, скорость принятия командирских решений, скорость доведения этих решений до личного состава. И опять же - скорость обратных связей между войсками, действующими на поле боя, и их вышестоящим командованием.

Сама картина боя становится похожа на продвинутую компьютерную игру. Победит не тот, кто бросит на противника армаду бронетехники, а тот, кто научится грамотно маневрировать огневыми средствами поражения. И важнейшую роль в войнах уже ближайшего будущего станут играть роботизированные наземные, морские комплексы и беспилотные летательные аппараты.

На это в своем выступлении обратил внимание Сверре Дизен, бывший военным заместителем министра обороны Норвегии в период с 2005 по 2009 годы. Он отметил, что очень скоро может произойти смена приоритетов в выборе военной техники. На смену дорогим и сложным носителям высокоточного оружия придут более дешевые платформы. И цена управляемого оружия с внедрением искусственного интеллекта может уменьшиться. При этом боевое качество носителей и оружия повысится.

Действительно, последняя версия американского ударного вертолета AH-64 Apache стоит более 50 миллионов долларов. А несет он всего 8 управляемых противотанковых или иных ракет высокой точности, тоже весьма дорогих. В то же время беспилотный летательный аппарат, способный обнаружить и гарантированно поразить танк, стоит 500 долларов. То есть по цене одного вертолета можно закупить сто тысяч боевых дронов. И теоретически уничтожить ими все танки мира.

О растущей эффективности беспилотников свидетельствуют все локальные военные конфликты последнего времени. Не считаться с этим уже нельзя.

Достаточно вспомнить беспрецедентный удар беспилотных летательных аппаратов по нефтеперерабатывающим заводам Саудовской Аравии в Абкайке и Хурайсе 14 сентября 2019 года.

В начале этого года - 3 января - высокоточной ракетой, пущенной с беспилотника MQ-9 Reaper, был убит иранский генерал-лейтенант Касем Сулеймани. Он доставлял немало головной боли спецслужбам Израиля и США. Охотились за ним долго, но близко подобраться не могли. А с вот помощью дрона ликвидировали.

Важно отметить, что современные ударно-разведывательные беспилотники способны не только сканировать ту или иную территорию, но и выделять, а также идентифицировать на ней все предметы и живые существа. Боевой дрон никогда не спутает танк с грузовиком или человека с лошадью. Более того, компьютерные программы позволяют определять, техника какой марки попала в объектив следящего устройства. И для наиболее эффективного ее поражения выбираются соответствующие боеприпасы.

Победу в маневренных войнах гарантирует уже не обилие современных и дорогих вооружений, а качество управления самим маневром. И, конечно, грамотное использование тех самых боевых роботов.

Противотанковый вертолет AH-64 Apache стоит 50 млн долларов, а беспилотник, способный обнаружить и гарантированно поразить танк, - 500 долларов

Кстати, первым в мире это предсказал именно маршал Огарков в конце 1970-х годов. А в 1980-е годы в Советской армии впервые в мире появилась автоматизированная система управления войсками "Маневр". Сегодня о ней мало что известно - лихие девяностые ее просто убили. А вот американцы каким-то образом эту систему получили. Изучили и провели командно-штабную игру, в которой имитировали столкновение армий НАТО и Варшавского Договора. Как оказалось, используя возможности "Маневра", Восток разгромил бы Запад без использования ядерного оружия в течение нескольких дней.

Если бы идеи Огаркова получили развитие, Российская армия сегодня была бы лидером и в теории, и в практике ведения сетецентрических войн. Остается надеяться, что хотя бы не отстаем. Стоит повторить, время дорогих и тяжелых боевых машин уходит в прошлое. Наступает эпоха высокомобильных систем, обладающих искусственным интеллектом и включенных в единую сеть, способную одновременно управлять техникой, армейскими подразделениями и даже конкретным воином на поле боя.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer