Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Первый во всем: в СССР разрабатывали самолет-камикадзе на базе ТБ-1


27 ноября 2020 года Яна Шамаева, Российская газета


В начале двадцатых годов прошлого века Красной армии потребовался самолет, способный нести торпеду или мины на несколько сотен километров. Новое средство поражения должно было компенсировать временную слабость флота, еще не оправившегося от Первой мировой войны, революции и гражданской войны.

Изначально заказ на торпедоносец планировали отдать англичанам, но те попросили за свою работу полмиллиона рублей в валюте и готовы были построить самолет лишь за полтора года. Заказчика, Особое техническое бюро по военным изобретениям, такие условия не устраивали, и техническое задание передали в недавно созданный Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), одним из подразделений которого руководил в то время молодой инженер Андрей Туполев. Будущий легендарный конструктор пообещал "родить" новую машину за девять месяцев.

Для создания опытного образца самолета, получившего рабочее название АНТ-4, требовался новый прочный легкий металлический сплав на основе алюминия, похожий по своим характеристикам на дюралюминий, который использовали инженеры германской фирмы "Юнкерс" в Junkers J7. В Советском Союзе был трофейный экземпляр такой машины. Его разобрали на части и изучили состав металла, из которого он был произведен. К середине 1922 года инженерам-металлургам Кольчугинского завода по обработке цветных металлов удалось получить сплав с необходимыми свойствами. Его назвали кольчугалюминием в честь города Кольчугино.

Будущий бомбардировщик проектировали и собирали в обычном доме на Вознесенской улице, ныне улица Радио, в Москве. На первом этаже установили оборудование, на втором - собирали крупные узлы. Работа шла медленно, потому что Андрею Туполеву часто не хватало квалифицированных рабочих. Когда первый летный экземпляр был готов к транспортировке на аэродром для финальной доводки, авиаторам пришлось сломать стену, чтобы вытащить его из здания.

Первый полет новой машины состоялся 26 ноября 1925 года и длился всего семь минут. С началом заводских испытаний конструкторы внесли в самолет ряд доработок, касавшихся работы двигателей и систем управления. Изменения позволили увеличить максимальную скорость бомбардировщика до 196,5 километра в час, он мог летать на высоте 400-500 метров с одним работающим двигателем, выросла бомбовая нагрузка. В июле 1926 года Аполлинарий Томашевский выполнил два полета на время, первый из них продолжался 4 часа 15 минут с нагрузкой в 1075 килограммов, второй - более 12 часов с 2045 килограммами груза на борту.

В феврале 1928 года построили дублер-эталон АНТ-4, который получил обозначение ТБ-1. На него установили более мощные двигатели BMW, три пулеметные турели, кассетный бомбодержатель, бомбосбрасыватель, фотооборудование и радиостанцию. Самолет мог нести 1000 килограммов бомб, его экипаж состоял из шести человек. Серийное производство первого в мире цельнометаллического бомбардировщика началось летом 1929 года на заводе №22 в Москве. Советские ВВС заказали сразу несколько сотен новых ТБ-1 для создания соединений тяжелых бомбардировщиков.

На базе ТБ-1 было создано множество модификаций, в том числе, экспериментальных. Две серийные машины со снятым вооружением подготовили для рекордного перелета по маршруту Москва - Нью-Йорк, через Дальний Восток и Тихий океан. Исторический полет начался 8 августа 1929 года, но первый самолет разбился под Читой. Его экипаж выжил, вернулся в Москву и уже 23 августа вновь поднялся в воздух. На борт воздушного судна нанесли тот же номер, что был у ТБ-1, экстренно приземлившегося в тайге. По пути из СССР в США в течение 137 летных часов бомбардировщик пролетел 21 242 километра, из которых 7 950 километров проходили над водой.

На самолет устанавливали поплавки и лыжи, отрабатывали на нем технику торпедометания и испытывали взлетные пороховые ускорители. ТБ-1 побывал и в роли авианосца. На его крылья устанавливали по два истребителя, которые на высоте около километра отцеплялись от бомбардировщика и продолжали самостоятельный полет. Это позволило вдвое увеличить радиус действия истребительной авиации. С 1933 по 1935 годы на тяжелом бомбардировщике отрабатывали технологию дозаправки в воздухе.

В 1938 году состоялся автоматический полет экспериментального телемеханического самолета, созданного на базе тяжелого бомбардировщика. Экипаж, поднявший машину в воздух, выпрыгнул из нее с парашютами, а дальнейший путь контролировался с другого самолета с помощью системы радиоуправления. Предполагалось, что таким образом можно будет создать радиоуправляемые самолеты-бомбы, направляемые на цель с расстояния в несколько километров.

ТБ-1, снятые с вооружения, переделывали в грузопассажирские самолеты и передавали их Аэрофлоту под обозначением Г-1.

Первый советский серийный цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1 в различных модификациях и сферах применения эксплуатировался более 20 лет. Опыт, полученный во время его создания, лег в основу будущих тяжелых бомбардировщиков, в частности, одного из самых массовых довоенных самолетов подобного класса ТБ-3. Эксплуатация тяжелого бомбардировщика в качестве "летающего грузовика" стала начальным этапом развития отечественной военно-транспортной авиации.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer