Уголовное дело в отношении 50-летнего директора по эксплуатации инфраструктуры — главного инженера АО ЦЭНКИ Владимира Жука было возбуждено 23 ноября третьим отделом по расследованию преступлений на космодроме Восточный следственного управления СКР по Амурской области по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) по материалам регионального управления ФСБ. В тот же день господин Жук был задержан и помещен в изолятор временного содержания. 25 ноября следствие обратилось в Благовещенский горсуд с ходатайством об избрании ему меры пресечения в виде содержания под стражей.
Рассмотрев ходатайство, суд пришел к выводу, что господин Жук обвиняется в совершении умышленного преступления средней тяжести, направленного против государственной власти и интересов госслужбы, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до четырех лет. Кроме того, выяснилось, что у него нет постоянного места жительства на территории Амурской области.
Суд согласился с позицией следствия о том, что, оставаясь на свободе, главный инженер АО ЦЭНКИ может скрыться от правоохранительных органов, уничтожить доказательства и иным способом воспрепятствовать производству по уголовному делу. Вместе с тем защита господина Жука просила суд избрать для обвиняемого меру пресечения, не связанную с лишением свободы, например, запрет определенных действий, подписку о невыезде или по крайней мере домашний арест. Для этого адвокат Константин Андреев арендовал квартиру в Благовещенске.
Однако аргументы защиты не повлияли на решение суда, заключившего господина Жука в СИЗО на два месяца, что по делам о преступлениях средней тяжести происходит лишь в исключительных случаях.
По версии следствия, Владимир Жук, занимавший должность главного инженера ЦЭНКИ с 2017 года, и директор филиала ЦЭНКИ — КЦ «Восточный» Роман Бобков с июня по октябрь 2020 года из личной заинтересованности договорились о совместном совершении должностных преступлений — подстрекательстве главного инспектора 119-го отдела государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны Дмитрия Фоминцева к злоупотреблению должностными полномочиями и служебному подлогу путем фальсификации итоговых проверок монтажно-строительных работ на водозаборных сооружениях космодрома.
Как было установлено следствием, 28 декабря 2016 года между ГК «Роскосмос», АО ЦЭНКИ и ФКУ «Дирекция космодрома Восточный» был заключен договор подряда, согласно которому Центр эксплуатации выступал в роли генподрядчика объектов космодрома первой очереди — строительства водозаборных сооружений №3, 4 и 6. Роль при этом главного инженера Жука заключалась в том, чтобы следить за выполнением договорных обязательств проектными и строительными организациями, осуществлять технический надзор и контроль за сроками и качеством выполненных работ, которые должны были соответствовать проектно-сметной документации.
По версии следствия, находившийся с июня по октябрь этого года на территории закрытого административно-территориального образования Циолковский Владимир Жук был прекрасно осведомлен о том, что водозаборные сооружения до конца не построены, а инженерное и технологическое оборудование на объекты не завезено. Тем не менее главный инженер «по предварительному сговору» с директором космического центра Бобковым уговорил главного инспектора Фоминцева сфальсифицировать акт итоговой проверки готовности к пуску 1 октября водозаборного сооружения №3, «чтобы приукрасить реальное положение дел и отчитаться перед руководством "Роскосмоса"». За это Дмитрию Фоминцеву и его супруге Марии Крижановской господа Жук и Бобков, по данным следствия, пообещали переход на работу в ЦЭНКИ с ежемесячным окладом 500 тыс. руб. каждому.
Таким образом, как полагает следствие, Владимир Жук умышленно вопреки интересам государства ввел в эксплуатацию водозаборные сооружения с нарушениями требований безопасности, что в конечном итоге могло повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, указано в обвинении, действия фигурантов расследования привели к подрыву авторитета «Роскосмоса».
Первым фигурантом уголовного дела о злоупотреблении служебными полномочиями и служебном подлоге (ч. 1 ст. 292 УК РФ) с фальсификацией актов строительно-монтажных работ 20 октября стал Дмитрий Фоминцев. Через несколько дней по обвинению в подстрекательстве к злоупотреблению должностными полномочиями и служебному подлогу (ч. 4 ст. 33, ч. 4 ст. 285 и ч. 4 ст. 33, ч. 2 ст. 292 УК РФ) был также задержан и арестован Роман Бобков.
По результатам внутренней проверки, проведенной в связи со скандалом, глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин уволил главу дирекции космодрома Восточный Евгения Рогозу, а гендиректору ЦЭНКИ Андрею Охлопкову и главному инженеру Владимиру Жуку объявил по выговору.
Вместе с тем, по данным “Ъ”, обвинение и арест Владимира Жука, который в свое время закончил Ленинградское высшее артиллерийское командное училище имени Красного Октября и Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, работал в структурах ПАО «Россети», откуда и перешел в АО ЦЭНКИ, стали результатом соглашения о досудебном сотрудничестве, которое с прокуратурой 13 ноября заключил господин Бобков. Именно он назвал господина Жука одним из участников преступления. Участники расследования, в свою очередь, предложили главному инженеру ЦЭНКИ рассказать о возможной причастности к злоупотреблениям гендиректора АО Андрея Охлопкова, но он от сделки отказался и вообще не признает свою вину. По словам адвоката Андреева, в деле и вовсе отсутствует событие преступления.
Представитель на данный момент главного обвиняемого в уголовном деле рассказал “Ъ”, что водозаборное сооружение №3, о котором идет речь в уголовном деле, построено и эксплуатируется. Проблемы возникли лишь с поставками для него оборудования.
Это шкаф управления насосными агрегатами, который, судя по документам (имеются в распоряжении “Ъ”), должно было установить ООО ТК «Мотор», а оборудование для него — поставить французская энергомашиностроительная компания Schneider Electric.
Согласно отчету, направленному в «Роскосмос» господином Жуком, оборудование должно было поступить в сентябре этого года и монтироваться три-четыре недели, однако и без него насосы, подключенные к системе электропитания, «способны работать на проектных мощностях, обеспечивая водой потребителя».
Интересно, что этот и другие объекты, вызвавшие претензии у ФСБ и СКР, в эксплуатацию вводили не господин Жук и другие обвиняемые по уголовному делу, а представители руководства «Роскосмоса», указавшие на отдельные, но далеко не критичные недостатки. Что касается материальной выгоды, на которую якобы рассчитывал Дмитрий Фоминцев, то, по данным его защиты, супруга обвиняемого действительно три месяца отработала в структуре АО ЦЭНКИ, только получала не полмиллиона в месяц, как указано в деле, а около 100 тыс. руб., учитывая все надбавки, положенные за работу на космодроме.