В ходе допэмиссии «Аэрофлота» доля «Ростеха» сократилась вдвое — с 3,5 до 1,6%. Об этом РБК рассказал источник, близкий к совету директоров авиакомпании, и подтвердил собеседник, знакомый с итогами размещения.
«Ростех» был крупнейшим акционером «Аэрофлота» после государства до допэмиссии, но теперь компания перестала раскрывать его долю в структуре акционерного капитала. Представители «Ростеха» и «Аэрофлота» отказались от комментариев.
Как снизилась доля «Ростеха»
В октябре «Аэрофлот» завершил размещение более 1,3 млрд дополнительных акций в целях повышения ликвидности на общую сумму 80 млрд руб., из которых 50 млрд руб. — это средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). В результате допэмиссии доля государства в уставном капитале «Аэрофлота» выросла с 51,17 до 57,34%. Пресс-служба Российского фонда прямых инвестиций сообщала, что этот фонд вместе с партнерами из числа ведущих суверенных фондов Ближнего Востока выступили якорными инвесторами дополнительного размещения акций «Аэрофлота», но их доля не раскрывалась.
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в сентябре говорил, что госкорпорация еще не обсуждала возможность участия в этой допэмиссии. Но он подчеркивал, что компания не планирует продавать свой пакет акций при нынешних ценах, упавших из-за последствий пандемии коронавируса. «Если бы цена была высокая, мы бы, конечно, продали. Пока сегодня нет смысла продавать, потому что цена упала в связи с пандемией. Пока подержим», — отметил он.
После сокращения до уровня ниже 2% «Ростех» не сможет выдвигать своих кандидатов в совет директоров «Аэрофлота», говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и Партнеры» Алим Бишенов. «Выдвигать кандидатуры в состав совета директоров, а равно вносить вопросы на повестку общего годового собрания могут только акционеры, владеющие более 2% голосующих бумаг», — указывает эксперт.
Но это не значит, что представитель «Ростеха» не может быть предложен в совет другим акционером, напоминает Бишенов. С конца июля в совет директоров «Аэрофлота» (всего в нем 11 человек) входят три представителя «Ростеха» — его гендиректор Сергей Чемезов, руководитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, которая входит в «Ростех» и выпускает, в частности, самолеты Superjet) Юрий Слюсарь и глава лизинговой компании «Авиакапитал сервис» (через нее «Ростех» владеет долей в авиакомпании) Роман Пахомов. Чемезов и Слюсарь выдвигались в совет директоров по директиве правительства. А Пахомов был кандидатом от «Авиакапитала», но не каждый раз он попадал в совет — он избирался директором в 2013–2017 годах, с 2018 по 2019 год и вновь вернулся в совет в 2020 году. В конце августа 2020 года совет директоров «Аэрофлота» признал Пахомова независимым директором, несмотря на наличие у него формальных критериев связанности с существенным контрагентом авиакомпании. «Аэрофлот» в 2018 году подписал твердый контракт с «Авиакапитал сервис» на поставку 50 лайнеров МС-21, сумма соглашения превысила $5 млрд.
Как госкорпорация стала акционером «Аэрофлота»
После кризиса 2008 года «Ростех» (тогда «Ростехнологии») планировал создать новую авиакомпанию «Росавиа» на базе доставшихся ему от государства компаний «Владивосток-Авиа», «Саратовские авиалинии», «Сахалинские авиатрассы», ГТК «Россия», «Оренбургские авиалинии» и «Кавминводыавиа». Их общий парк насчитывал 133 самолета. Но этот проект не состоялся: в начале 2010 года Владимир Путин, который на тот момент был премьер-министром, одобрил предложение Минтранса о нецелесообразности создания «Росавиа» и принял решение передать авиакомпании «Ростеха» в «Аэрофлот». Взамен этих активов, которые оценили в 2,5 млрд руб., «Ростех» получил долю в «Аэрофлоте», место в его совете директоров и функции по лизингу и ремонту авиатехники.
После того, как в 2019 году в состав «Ростеха» вошла ОАК, которая контролирует авиакомпанию Red Wings, госкорпорация представила Путину новый проект, предполагающий передачу этой авиакомпании до 60 самолетов Superjet в течение 2020–2024 годов, в том числе за счет не востребованных лайнеров у иностранных заказчиков.
Новая стратегия «Аэрофлота», которая была принята в июле 2020 года, предусматривает, что все самолеты российского производства (включая Superjet и MC-21) будут переведены в авиакомпанию «Россия», причем перевод лайнеров Superjet (сейчас в парке «Аэрофлота» их 54) должен завершиться до конца 2022 года. «Россия» досталась группе «Аэрофлот», как раз, в ходе этого обмена активов с «Ростехом».
При этом на встрече с премьером Михаилом Мишустиным экс-глава «Аэрофлота» Виталий Савельев (с 10 ноября стал министром транспорта) подтвердил контракт на закупку у структур ОАК 150 SSJ, заказ на 50 МС-21 и опцион еще на 35 таких самолетов.
В начале 2020 года обсуждалось, что «Ростех» может обменять долю в «Аэрофлоте» на принадлежащий ему контрольный пакет авиакомпании «Аврора», на базе которой планировалось построить дальневосточную авиакомпанию. Об этом сообщали источники «Ведомостей» и подтверждал собеседник РБК в одной из крупных лизинговых компаний. На тот момент этот пакет стоил на Московской бирже примерно 2,5 млрд руб., сейчас доля «Ростеха» (1,6%) стоит чуть больше — 2,8 млрд руб.
Но источник, близкий к «Ростеху», настаивает, что обмен доли в «Аэрофлоте» на контроль в «Авроре» не обсуждается и никогда не обсуждался.
В июле замдиректора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Илья Белавинцев заявил, что «Аэрофлот» продаст 51% «Авроры» второму акционеру перевозчика — правительству Сахалинской области.