По мнению главного редактора портала avia.ru Романа Гусарова, последние годы наблюдается тенденция к увеличению спроса на лоукост-перевозки, и пандемия ее только подхлестнула. Это обусловлено снижением платежеспособности населения, а также неуверенностью в завтрашнем дне — в 2020 году экономят даже те, у кого есть деньги. По предположениям аналитиков, этот рост продолжится и в дальнейшем.
В связи с этим у классических авиакомпаний есть два варианта: зайти в лоукост-сегмент, оставаясь при этом традиционным перевозчиком либо полностью перепрофилироваться в лоукостера. Первый путь, например, выбрали, например, S7 и «Уральские авиалинии», у которых можно приобрести билет с минимумом сервисов по сопоставимой с лоукост-перевозчиками цене. И этот вариант может быть успешным: S7 по внутренним перевозкам в 2020 году превысила прошлогодние показатели, как и «Победа».
Как отметил руководитель чартерного отдела Biletix Александр Морозов, сейчас почти все компании перешли на схему, при которой такие услуги, как багаж или выбор места, оплачиваются отдельно. «С этой точки зрения сейчас все перевозчики — немного лоукостеры. В России многие компании вынуждены подстраиваться под „Победу“, чтобы быть востребованными. Но есть и более серьезные шаги: недавно руководство Utair заявило о возможном переходе к ультра-лоукост модели. Эта тенденция заметна и на Западе. Недавно Lufthansa решила не кормить людей на борту. Так что в ближайшем будущем таких авиакомпаний будет только больше», — подчеркнул Морозов.
Второй путь гораздо более сложен, считает Роман Гусаров. Он предположил, что пересмотреть свою модель и, возможно, объединиться, чтобы успешно конкурировать с «Победой», могут ряд небольших перевозчиков.
«Для того, чтобы быть успешным, мало начать продавать дешевые билеты, нужно менять саму структуру компании, оптимизироваться, чтобы добиться низкой себестоимости. У классических авиакомпаний расходы больше, поэтому, при тарифах, как у „Победы“, они будут убыточными. Им приходится содержать 1,5 раза больше самолетов и персонала. А такого спроса, как раньше, нет и в ближайшее время не будет. Поэтому я не думаю, что появятся новые компании — предложение еще долго будет в разы превышать спрос», — считает Гусаров.
По словам экс-гендиректора ГК «Аэрофлот», а ныне министра транспорта Виталия Савельева, при грамотном подходе лоукост — это очень выгодное направление работы. Так, «Победа» стала единственной среди крупных авиакомпаний мира, которая по итогам третьего квартала 2020 года показала рост пассажиропотока на 12%. Согласно стратегии развития ГК «Аэрофлот», «Победа» к 2028 будет перевозить 55-65 млн пассажиров, что сделает ее крупнейшей на российском рынке (по итогам 2019 года ее доля составила лишь 8%). В результате остальные российские перевозчики тоже вынуждены будут снизить цены — в среднем примерно на 30% в экономклассе.