Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пробить ДОН: на каких условиях РФ остается в Договоре по открытому небу


23 ноября 2020 года Екатерина Постникова, Известия


Россия будет и дальше требовать от других участников Договора по открытому небу (ДОН) письменных гарантий того, что они не станут передавать США данные, собранные ими во время облетов российской территории. Как заявил «Известиям» глава делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности Константин Гаврилов, в консультативной комиссии по открытому небу (ККОН) позиция России на этот счет хорошо известна. Однако другие подписанты ДОН таких гарантий давать не собираются, поскольку не видят смысла переподтверждать то, что и так уже зафиксировано в договоре. 22 ноября это соглашение официально покинули США. По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, если из договора выйдет еще и Россия, то его существование потеряет смысл.

Есть два условия

О том, что США покинут Договор по открытому небу, президент Дональд Трамп сообщил 21 мая. Причина — якобы несоблюдение документа Россией. На то, чтобы передумать, у Вашингтона было полгода (о своем решении страна должна уведомить других подписантов за шесть месяцев до выхода). Однако этого не произошло, и 22 ноября США официально перестали участвовать в соглашении.

С выходом из договора Штатов тесно увязан вопрос, останется ли в нем Россия. Американские заявления о нарушении ею соглашения в Москве называют «надуманным предлогом» и подчеркивают: по части выполнения документа у нее к Штатам тоже есть «немало встречных претензий». Однако, что будет делать российская сторона, до сих пор непонятно — пока Москва рассматривает все возможные сценарии.

— В сложившихся обстоятельствах не скрываем, что ДОН нужен нам ровно в той же мере, что и другим государствам-участникам. Как мы неоднократно говорили, все опции наших дальнейших действий остаются открытыми. В связи с этим после выхода США из договора будем внимательно отслеживать заявления и действия партнеров, делая для себя выводы и принимая необходимые решения, — сказал «Известиям» глава делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности Константин Гаврилов.

Больше всего Москву беспокоит то, что европейские союзники будут передавать Штатам данные, собранные при облетах российской территории, а у России при этом никакой информации об американских объектах не будет. 12 ноября, отвечая на вопросы российских и зарубежных журналистов, глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что Москва выдвинула другим подписантам ДОН два требования:

1. Европейские страны не будут ограничивать российские полеты над своей территорией, и, таким образом, у России будет возможность наблюдать в том числе и за американскими объектами;

2. Они предоставят Москве письменные гарантии того, что собранные ими данные на территории РФ не будут переданы США.

— Мы не раз заявляли в Вене и в двусторонних контактах с партнерами в европейских столицах, что будем добиваться от них строжайшего соблюдения соответствующих договорных положений, — сказал Константин Гаврилов. — Пока же они проявили неготовность подтвердить свои обязательства по ДОН дополнительно, на бумаге. Это наводит на серьезные размышления относительно их истинных намерений. Нас такое положение дел категорически не устраивает. Разговор на эту тему не закончен.

С вопросом, могут ли европейские участники дать России такие письменные гарантии, «Известия» обратились в представительство Боснии и Герцеговины (БиГ) при ООН, ОБСЕ и других международных организациях в Вене, которая сейчас председательствует в ККОН. Там дали понять, что об этом речи идти не может.

— В договоре отчетливо прописаны правила, какую информацию нечленам соглашения передавать можно, а какую нет. Все участники договорились этим правилам подчиняться. Нет необходимости и дополнительной ценности в том, чтобы переподтверждать это обязательство отдельному государству в письменной форме. Требование таких двусторонних договоренностей со стороны одного государства-участника в адрес других неправомерно, — сказал постпред БиГ в Вене Синиша Бенцун, подчеркнув, что он говорит от лица своей страны, а не всей ККОН.

Если выйдет Россия?

По оценке экспертов, требование Москвы о гарантиях союзники США в ДОН, скорее всего, не удовлетворят.

— Если бы европейские партнеры по договору даже косвенно предоставили подобные гарантии, это подтвердило бы опасение России, что США заинтересованы в неофициальном получении данных. Это могло бы негативно отразиться на политических отношениях внутри НАТО, — пояснил «Известиям» научный сотрудник Института исследования проблем мира и безопасности при Гамбургском университете (IFSH) Александр Греф.

Однако сомнений в том, что информация о российской военной деятельности, полученная в том числе и через наблюдательные полеты, утечет в Вашингтон, у России нет. На это указывает уровень отношений США с союзниками по НАТО (многие из которых — подписанты ДОН), отмечает старший научный сотрудник Стокгольмского международного института исследований мира (SIPRI) Петр Топычканов. При этом воспользоваться этими данными публично Вашингтон не сможет — ведь таким образом он подтвердит, что союзники договор нарушают, сказал эксперт. Поэтому первое российское требование носит скорее декларативный характер.

— Что касается возможности облета всей территории стран-участниц «без изъятий», то от этого напрямую зависит эффективность договора, — прокомментировал «Известиям» научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович. — Конечно, противоречия случаются и сейчас, но допускать ситуацию, при которой «по умолчанию» часть объектов (причем зачастую наиболее интересных объектов) в Европе окажется «за скобками», ни в коем случае нельзя.

Здесь возникает вопрос: не будучи членом договора, сможет ли Россия получать европейские данные от своих союзников в ДОН? По словам Дмитрия Стефановича, такой вариант, теоретически, возможен. Например, какие-то из российских «самолетов открытого неба» в том или ином виде могли бы передавать «на вооружение» белорусским партнерам, а затем уже в рамках Союзного государства и ОДКБ Минск делился бы необходимой информацией, отметил эксперт.

А если США вернутся?

Более неподходящего момента для выхода США из договора представить сложно: в стране избрали нового президента, но Дональд Трамп своего поражения на выборах не признает и транзит власти там проходит болезненно. Джо Байден, который, похоже, Белый дом все-таки возглавит, высказывался против решения выйти из ДОН. По его мнению, участие в нем необходимо, чтобы «противостоять России и решать проблемы, связанные с соблюдением договора этой страной».

Отсюда можно предположить, что Вашингтон к соглашению всё же вернется, дабы новый президент взял эту задачу на себя.

— Команда Байдена считает выход США ошибкой — она утверждает, что Вашингтон не исчерпал средства для решения проблем, связанных с Россией, и что договор существенно выгоден партнерам НАТО. Потому они хотели бы вернуться к нему, — сказал «Известиям» эксперт клуба «Валдай», американский политолог Ричард Вайц.

Вместе с тем, отмечает эксперт, этот вопрос приоритетом новой администрации не будет. У нее есть другие неотложные внешнеполитические задачи вроде оценки вывода войск из Афганистана, Ирака и Германии; даже в сфере контроля над вооружениями тема продления СНВ-III представляется Джо Байдену куда более важной, подытожил Ричард Вайц.

В том, чтобы переподписать соглашение, Штатам никто мешать не будет. Однако, как пояснил «Известиям» Синиша Бенцун, «любое государство, желающее подать заявку на присоединение к ДОН, должно будет соблюдать согласованные правила присоединения». То есть подключение США к ДОН будет идти «на общих основаниях». Вашингтону придется заново проходить все процедуры по вступлению: подать заявку на присоединение, которую должны рассмотреть 33 его участника, а затем ратифицировать документ в конгрессе США (а это может и не произойти).

В сухом остатке на сегодня мы имеем следующую картину: США из договора вышли и дальнейшее участие в нем России вызывает всё больше сомнений. Если Москва всё же покинет договор, то в нем останутся лишь европейские страны и Канада, которым наблюдать за военной деятельностью друг друга особого интереса нет. Исходя из этого, по словам экспертов, дальнейшего смысла в договоре уже не будет.

Однако пока хоронить ДОН рано, и потому странам-участницам не остается ничего иного, кроме как решать текущие насущные вопросы. Как рассказал Константин Гаврилов, сейчас им предстоит уточнить распределение финансовых расходов по деятельности ККОН, назначить двух председателей неофициальных рабочих групп вместо американских представителей, а также определить статус Вашингтона после выхода. Что касается последнего, то, по мнению России, «получить статус наблюдателя со всеми его привилегиями» Вашингтон не должен, отметил дипломат.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Договор по открытому небу (ДОН) был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 стран Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1995 года — ОБСЕ). Вступил в силу в 2002 году. Сегодня в договоре участвуют 33 страны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer