Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пробить ДОН: на каких условиях РФ остается в Договоре по открытому небу


23 ноября 2020 года Екатерина Постникова, Известия


Россия будет и дальше требовать от других участников Договора по открытому небу (ДОН) письменных гарантий того, что они не станут передавать США данные, собранные ими во время облетов российской территории. Как заявил «Известиям» глава делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности Константин Гаврилов, в консультативной комиссии по открытому небу (ККОН) позиция России на этот счет хорошо известна. Однако другие подписанты ДОН таких гарантий давать не собираются, поскольку не видят смысла переподтверждать то, что и так уже зафиксировано в договоре. 22 ноября это соглашение официально покинули США. По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, если из договора выйдет еще и Россия, то его существование потеряет смысл.

Есть два условия

О том, что США покинут Договор по открытому небу, президент Дональд Трамп сообщил 21 мая. Причина — якобы несоблюдение документа Россией. На то, чтобы передумать, у Вашингтона было полгода (о своем решении страна должна уведомить других подписантов за шесть месяцев до выхода). Однако этого не произошло, и 22 ноября США официально перестали участвовать в соглашении.

С выходом из договора Штатов тесно увязан вопрос, останется ли в нем Россия. Американские заявления о нарушении ею соглашения в Москве называют «надуманным предлогом» и подчеркивают: по части выполнения документа у нее к Штатам тоже есть «немало встречных претензий». Однако, что будет делать российская сторона, до сих пор непонятно — пока Москва рассматривает все возможные сценарии.

— В сложившихся обстоятельствах не скрываем, что ДОН нужен нам ровно в той же мере, что и другим государствам-участникам. Как мы неоднократно говорили, все опции наших дальнейших действий остаются открытыми. В связи с этим после выхода США из договора будем внимательно отслеживать заявления и действия партнеров, делая для себя выводы и принимая необходимые решения, — сказал «Известиям» глава делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности Константин Гаврилов.

Больше всего Москву беспокоит то, что европейские союзники будут передавать Штатам данные, собранные при облетах российской территории, а у России при этом никакой информации об американских объектах не будет. 12 ноября, отвечая на вопросы российских и зарубежных журналистов, глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что Москва выдвинула другим подписантам ДОН два требования:

1. Европейские страны не будут ограничивать российские полеты над своей территорией, и, таким образом, у России будет возможность наблюдать в том числе и за американскими объектами;

2. Они предоставят Москве письменные гарантии того, что собранные ими данные на территории РФ не будут переданы США.

— Мы не раз заявляли в Вене и в двусторонних контактах с партнерами в европейских столицах, что будем добиваться от них строжайшего соблюдения соответствующих договорных положений, — сказал Константин Гаврилов. — Пока же они проявили неготовность подтвердить свои обязательства по ДОН дополнительно, на бумаге. Это наводит на серьезные размышления относительно их истинных намерений. Нас такое положение дел категорически не устраивает. Разговор на эту тему не закончен.

С вопросом, могут ли европейские участники дать России такие письменные гарантии, «Известия» обратились в представительство Боснии и Герцеговины (БиГ) при ООН, ОБСЕ и других международных организациях в Вене, которая сейчас председательствует в ККОН. Там дали понять, что об этом речи идти не может.

— В договоре отчетливо прописаны правила, какую информацию нечленам соглашения передавать можно, а какую нет. Все участники договорились этим правилам подчиняться. Нет необходимости и дополнительной ценности в том, чтобы переподтверждать это обязательство отдельному государству в письменной форме. Требование таких двусторонних договоренностей со стороны одного государства-участника в адрес других неправомерно, — сказал постпред БиГ в Вене Синиша Бенцун, подчеркнув, что он говорит от лица своей страны, а не всей ККОН.

Если выйдет Россия?

По оценке экспертов, требование Москвы о гарантиях союзники США в ДОН, скорее всего, не удовлетворят.

— Если бы европейские партнеры по договору даже косвенно предоставили подобные гарантии, это подтвердило бы опасение России, что США заинтересованы в неофициальном получении данных. Это могло бы негативно отразиться на политических отношениях внутри НАТО, — пояснил «Известиям» научный сотрудник Института исследования проблем мира и безопасности при Гамбургском университете (IFSH) Александр Греф.

Однако сомнений в том, что информация о российской военной деятельности, полученная в том числе и через наблюдательные полеты, утечет в Вашингтон, у России нет. На это указывает уровень отношений США с союзниками по НАТО (многие из которых — подписанты ДОН), отмечает старший научный сотрудник Стокгольмского международного института исследований мира (SIPRI) Петр Топычканов. При этом воспользоваться этими данными публично Вашингтон не сможет — ведь таким образом он подтвердит, что союзники договор нарушают, сказал эксперт. Поэтому первое российское требование носит скорее декларативный характер.

— Что касается возможности облета всей территории стран-участниц «без изъятий», то от этого напрямую зависит эффективность договора, — прокомментировал «Известиям» научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович. — Конечно, противоречия случаются и сейчас, но допускать ситуацию, при которой «по умолчанию» часть объектов (причем зачастую наиболее интересных объектов) в Европе окажется «за скобками», ни в коем случае нельзя.

Здесь возникает вопрос: не будучи членом договора, сможет ли Россия получать европейские данные от своих союзников в ДОН? По словам Дмитрия Стефановича, такой вариант, теоретически, возможен. Например, какие-то из российских «самолетов открытого неба» в том или ином виде могли бы передавать «на вооружение» белорусским партнерам, а затем уже в рамках Союзного государства и ОДКБ Минск делился бы необходимой информацией, отметил эксперт.

А если США вернутся?

Более неподходящего момента для выхода США из договора представить сложно: в стране избрали нового президента, но Дональд Трамп своего поражения на выборах не признает и транзит власти там проходит болезненно. Джо Байден, который, похоже, Белый дом все-таки возглавит, высказывался против решения выйти из ДОН. По его мнению, участие в нем необходимо, чтобы «противостоять России и решать проблемы, связанные с соблюдением договора этой страной».

Отсюда можно предположить, что Вашингтон к соглашению всё же вернется, дабы новый президент взял эту задачу на себя.

— Команда Байдена считает выход США ошибкой — она утверждает, что Вашингтон не исчерпал средства для решения проблем, связанных с Россией, и что договор существенно выгоден партнерам НАТО. Потому они хотели бы вернуться к нему, — сказал «Известиям» эксперт клуба «Валдай», американский политолог Ричард Вайц.

Вместе с тем, отмечает эксперт, этот вопрос приоритетом новой администрации не будет. У нее есть другие неотложные внешнеполитические задачи вроде оценки вывода войск из Афганистана, Ирака и Германии; даже в сфере контроля над вооружениями тема продления СНВ-III представляется Джо Байдену куда более важной, подытожил Ричард Вайц.

В том, чтобы переподписать соглашение, Штатам никто мешать не будет. Однако, как пояснил «Известиям» Синиша Бенцун, «любое государство, желающее подать заявку на присоединение к ДОН, должно будет соблюдать согласованные правила присоединения». То есть подключение США к ДОН будет идти «на общих основаниях». Вашингтону придется заново проходить все процедуры по вступлению: подать заявку на присоединение, которую должны рассмотреть 33 его участника, а затем ратифицировать документ в конгрессе США (а это может и не произойти).

В сухом остатке на сегодня мы имеем следующую картину: США из договора вышли и дальнейшее участие в нем России вызывает всё больше сомнений. Если Москва всё же покинет договор, то в нем останутся лишь европейские страны и Канада, которым наблюдать за военной деятельностью друг друга особого интереса нет. Исходя из этого, по словам экспертов, дальнейшего смысла в договоре уже не будет.

Однако пока хоронить ДОН рано, и потому странам-участницам не остается ничего иного, кроме как решать текущие насущные вопросы. Как рассказал Константин Гаврилов, сейчас им предстоит уточнить распределение финансовых расходов по деятельности ККОН, назначить двух председателей неофициальных рабочих групп вместо американских представителей, а также определить статус Вашингтона после выхода. Что касается последнего, то, по мнению России, «получить статус наблюдателя со всеми его привилегиями» Вашингтон не должен, отметил дипломат.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Договор по открытому небу (ДОН) был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 стран Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1995 года — ОБСЕ). Вступил в силу в 2002 году. Сегодня в договоре участвуют 33 страны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer