Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотная подготовка: ужесточение норм для дронов отложили на год


2 ноября 2020 года Анна Устинова, Герман Костринский, Известия


Власти перенесли введение норм об обязательной сертификации малых дронов (30 кг и менее) и обучении пилотов наравне с экипажами других воздушных судов как минимум на год. Предполагалось, что такой законопроект внесут в Госдуму в этом году, но правительство отказалось от этих планов, выяснили «Известия». С инициативой законодательно ужесточить требования к беспилотникам ранее выступал Минтранс. Ведомство продолжает работу над законопроектом, сообщили «Известиям» в министерстве. Участники рынка считают, что инициатива Минтранса выльется в неподъемные расходы, которые сделают использование беспилотников невыгодным.

Законопроект в пролете

Правительство решило исключить законопроект Минтранса о введении обязательной сертификации для малых дронов и обучении их пилотов наравне с экипажами других воздушных судов из плана законопроектной деятельности на 2020 год. Это следует из распоряжения премьер-министра Михаила Мишустина, подписанного 20 октября 2020 года. С документом ознакомились «Известия». Это означает, что кабмин если и внесет законопроект в Госдуму, то не раньше 2021 года.

Разработанные Минтрансом поправки в Воздушный кодекс были опубликованы на портале regulation.gov.ru 7 сентября. Законопроект предлагал ввести обязательную сертификацию малых беспилотников (сейчас она необходима только для судов массой больше 30 кг). Кроме того, документ предусматривал, что управлять такими дронами смогут только люди, которые прошли подготовку по федеральным авиационным правилам, как и экипажи воздушных судов.

По информации «Известий», инициатива отложить внесение законопроекта в Госдуму в этом году исходила от Минтранса. В ведомстве и в правительстве не стали комментировать эту информацию.

В то же время в Минтрансе отметили, что работа над законопроектом продолжается, а вопрос об упрощенном режиме сертификации беспилотников и обучения пилотов находится в проработке. В ведомстве подчеркнули, что предлагаемое регулирование относится исключительно к беспилотным воздушным судам (БВС) с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, используемым для коммерческих перевозок грузов, почты или выполнения авиаработ.

— Законопроект направлен на минимизацию рисков причинения ущерба третьим лицам или имуществу по причине использования БВС, не отвечающего минимальным требованиям безопасности полетов и управления им неквалифицированным внешним пилотом, — пояснили в министерстве.

Однако рабочая группа по совершенствованию законодательства в целях обеспечения реализации плана мероприятий Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет», объединяющая участников рынка беспилотников, критиковала законопроект. Отрасль настаивает, что инициатива Минтранса выльется в неподъемные расходы, которые сделают использование беспилотников невыгодным по сравнению с альтернативами.

«Принятие предложенного Минтрансом законопроекта приведет к существенному увеличению области предоставления госуслуг с прямым участием государства в лице уполномоченных органов (Росавиации), росту административных барьеров в развитии рынка БАС (беспилотных авиационных систем), значительному возрастанию временных и финансовых затрат на получение разрешительных документов для коммерческого использования БАС», говорится в письме ассоциации «Аэронет» (есть в распоряжении «Известий»).

Всё это ожидаемо приведет к торможению развития рынка БАС и услуг с их использованием либо уходу большей части рынка в «теневую» область, считают авторы документа.

Впрочем, в Минтрансе утверждают, что на расширенном заседании рабочей группы «Аэронет» высказаны позиции в поддержку существующей редакции законопроекта. В вопросах обеспечения безопасности полетов, охраны жизни граждан и имущества необходимо взвешенно подходить к возможным затратам отраслевых предприятий, планирующих вести коммерческую деятельность в этой сфере, подчеркнули в ведомстве. Наличие сертификата, удостоверяющего соответствие требованиям, является гарантом свободной работы на рынке услуг, сказали там.

Рабочая группа выразила позицию профессионального сообщества, и «Платформа НТИ» согласна по всем вопросам, говорит ее пресс-секретарь Юрий Сушинов. По его словам, в вопросах подготовки персонала и сертификации «легких» БАС есть неурегулированные моменты. Доработать Воздушный кодекс в этой части действительно нужно, согласен он. Но стоит не усложнять процедуры, а дифференцировать требования и процедуры в зависимости не только от массы БВС, а также целей и условий использования.

— Предложенные Минтрансом инициативы в виде обязательной государственной сертификации «легких» БАС и персонала повлекут значительные расходы для бизнеса и государства на исполнение и администрирование предлагаемых процедур, — отметил Юрий Сушинов.

По его словам, законопроектом усложнялась сертификация для коммерческих полетов, но предполагалось освободить от обязательной сертификации всех, кто не выполняет авиационные работы или коммерческие перевозки и заказы. Возникает ситуация, когда при одном и том же полете дрона предъявляются разные требования. Это явно не способствует безопасности, сказал Юрий Сушинов.

Развиваться нельзя регулировать

Главное в регуляторике — это ответственность регулятора за показатели развития, уверен директор «Аэронета» Глеб Бабинцев. Иначе всё останется как есть, и законодательство продолжит формироваться по запретительному принципу, считает он.

Отрасль вовсе не призывает отказываться от сертификации БВС до 30 кг, говорит технический директор и главный конструктор «Птеро» Амир Валиев. Предъявляемые требования должны соответствовать степени риска. Она не должна быть во всех случаях максимальная, как при полетах на малой высоте над густонаселенной местностью, указывает эксперт.

Отсутствие необходимости сертифицировать БВС со взлетной массой менее 30 кг способствовало бурному развитию этой категории беспилотников и появлению новых услуг, обратил внимание Амир Валиев. В качестве примера он привел вышедший почти год назад закон о возможности летать до высоты 150 м в пределах визуальной видимости без заявок на использование воздушного пространства. Это привело к почти троекратному росту продаж мультикоптеров. Их, как правило, используют для свадеб, презентаций недвижимости и так далее.

Необходимость повышения безопасности эксплуатации легких беспилотников сомнения не вызывает, рассуждает руководитель центра технологий, медиа и телеком EY Юрий Гедгафов. Однако применение к ним правил пилотируемой авиации будет неэффективно из-за множества отличий: дистанционное или автономное управление, сверхнизкие высоты и скорости, количество, в десятки раз превышающее число пилотируемых судов, перечисляет он.

Потенциал применения беспилотников в России огромен, особенно с учетом территории и развития транспортной инфраструктуры, полагает Юрий Гедгафов. Но рынок растет медленно, многие российские производители беспилотников фокусируются на зарубежных рынках, в том числе из-за сложностей регулирования. Мировой опыт показывает, что можно повысить безопасность эксплуатации дронов, при этом не ограничивая развитие областей применения.

С точки зрения коммерческого применения лицензирование операторов беспилотников и проверка качества заявленных технических характеристик аппаратов представляется логичным, говорит генеральный директор Infomost Борис Рыбак. При этом перед введением новых сертификационных процедур нужно проанализировать, какая техника и в каких количествах поступит на рынок в ближайшие годы, чтобы не выстраивать непреодолимые барьеры для ее входа на рынок.

По мнению председателя правления ГК «Геоскан» Алексея Семенова, в регуляторике по БПЛА должно быть обязательно учтено мнение отраслевого сообщества. Оно стало достаточно зрелым, чтобы предлагать решения, которые не только способствуют развитию рынка, но и обеспечат защиту безопасности и интересы государства, заключил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer