Как стало известно “Ъ”, у ГТЛК, которую может возглавить экс-глава Минтранса Евгений Дитрих, может поменяться курирующее министерство. По словам собеседников “Ъ”, сейчас обсуждается передача ГТЛК от Минтранса в ведение Минпромторга. Источники “Ъ” не исключают, что кандидатуру господина Дитриха на пост гендиректора ГТЛК будет согласовывать и Минпромторг. При этом несколько собеседников уточняют, что вопрос пока не урегулирован между курирующими вице-премьерами. Сейчас ГТЛК возглавляет Михаил Полубояринов, но он, как предполагается, станет новым руководителем «Аэрофлота».
В Минтрансе и Минпромторге отказались от комментариев.
О том, что Евгений Дитрих, занимавший пост главы Минтранса с 2018 года и покинувший эту должность в начале недели, стал одним из претендентов на пост гендиректора ГТЛК, сообщил РБК 12 ноября. По данным издания и источников “Ъ”, еще одним кандидатом на эту должность стал бывший замминистра транспорта Иннокентий Алафинов, который покинул должность «по собственной просьбе» 30 октября. Также в числе претендентов собеседники “Ъ” называли первого заместителя гендиректора ГТЛК Артема Довлатова, пришедшего в компанию в апреле, а до этого занимавшего посты зампреда ВЭБ.РФ и генерального директора «ВЭБ-лизинга».
Собеседники “Ъ” не исключают, что ГТЛК действительно возглавит Евгений Дитрих, несмотря на то что это для него в некоторой мере понижение.
Они утверждают, что ему было предложено три варианта — пост губернатора Белгородской области, должность, предполагающая «общественную нагрузку», и руководство ГТЛК. В июне 2020 года господин Дитрих впервые возглавил совет директоров ГТЛК, до этого, в мае, он и новый министр транспорта Виталий Савельев, возглавлявший на тот момент «Аэрофлот», вошли в совет директоров компании.
Один из собеседников “Ъ” отмечает, что в данном случае возможна рокировка. Виталий Савельев теперь возглавляет Минтранс, а основным кандидатом на его бывшее место считается Михаил Полубояринов, который в марте перешел из ВЭБа на пост гендиректора ГТЛК. Соответственно, возглавлявший Минтранс Евгений Дитрих может уйти в ГТЛК.
В 2019 году ГТЛК заняла второе место среди крупнейших лизинговых компаний России с объемом нового бизнеса 201,7 млрд руб., по данным «Эксперт РА».
В первом полугодии компания снизила чистую прибыль по МСФО более чем в 14 раз, до 183 млн руб. Общий совокупный доход ГТЛК снизился в пять раз, до 469 млн руб. (против 2,37 млрд руб. годом ранее), процентные доходы от операций финансового лизинга снизились почти на 13%, до 11,6 млрд руб. Чистый процентный доход компании с учетом создания резервов за полугодие сократился на 8%, до 4,5 млрд руб. Чистые инвестиции в лизинг по состоянию на 30 июня, наоборот, выросли на 4,8% по сравнению с началом года, до 258,5 млрд руб.
Источники “Ъ” считают логичным перевод ГТЛК в ведение Минпромторга — 80% бюджетных средств предоставляется компании именно по линии этого министерства.
При этом существуют и альтернативные сценарии. Так, по данным “Ъ”, обсуждалось объединение ГТЛК, «ВЭБ-лизинга» и «Росагролизинга» под эгидой ВЭБ.РФ. Но против такой идеи выступили министерства, говорят источники “Ъ”, заявив, что нелогично объединять санкционный ВЭБ.РФ с ГТЛК. Кроме того, несколько недель назад четыре собеседника “Ъ”, близких к «Росагролизингу», ГТЛК, ЦБ и Минфину, утверждали, что до сих пор рассматривается вариант перехода двух лизинговых компаний в ведение Росимущества, деятельность которого курирует Министерство финансов. Впрочем, один из собеседников “Ъ” указывает, что от этой идеи тоже решено было отказаться.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что в случае перехода ГТЛК в ведение Минпромторга основным функционалом компании должно стать стимулирование спроса на российскую продукцию машиностроения — транспортного, железнодорожного, авиапрома, дорожно-строительной техники и пр. Он напоминает, что на указанные отрасли приходится почти половина экспорта гражданских секторов машиностроения.