Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ударная комбинация: С-400 и С-300 превратят в арсеналы


9 октября 2020 года Антон Лавров, Роман Крецул, Известия


Российские Воздушно-космические силы защитят города и важные объекты «зенитными трансформерами». Министерство обороны приняло принципиальное решение доработать системы ПВО С-400 «Триумф» и С-300, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. Теперь их пусковые установки в бою смогут поражать цели одновременно несколькими типами ракет — и сверхдальнобойными, и ближнего действия с высокой маневренностью. Выбирать боекомплект можно будет в зависимости от тактической обстановки. В настоящее время С-300 и С-400 оснащены только одним заранее выбранным типом ракет. Чтобы его поменять, боевую машину надо вывести с позиции и перезарядить. Доработанные системы радикально повысят возможности отечественной ПВО и позволят создать эшелонированную оборону для поражения любых целей, считают эксперты.

Гибридная оборона

Модернизация коснется самых новых вариантов зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-300, находящихся сейчас в войсках, — С-300ПМ. Боеприпасы средней дальности с активными головками самонаведения расширят возможности систем, оснащенных обычными 48Н6 и сверхдальнобойными 40Н6. Использование такого комплекта уже опробовали в 185-м Центре боевой подготовки и боевого применения ВКС России. Вместо каждого транспортно-пускового контейнера можно будет установить четыре с меньшими по габаритам ракетами 9М96 средней дальности.

У «Триумфов» доработки потребуют установки раннего выпуска. Новые и экспортные версии уже обладают возможностью комбинировать боеприпасы. На днях министерство обороны Турции распространило фотографии с подготовительного этапа к учениям, на которых предполагают задействовать С-400. На одной из транспортно-пусковых установок видны одновременно два типа зенитных ракет разной дальности.

Комбинирование разных боеприпасов на одной пусковой позволит более рационально расходовать ракеты, отметил экс-замглавкома ВВС по вопросам Объединенной системы ПВО СНГ Айтеч Бижев.

— Такая система нужна, чтобы не тратить дорогостоящие боеприпасы на менее важные цели, — рассказал он «Известиям». — Решение о применении того или иного типа ракет принимается в зависимости от дальности и класса воздушной цели. Зачем на 50 км применять дальнобойный боеприпас, если цель можно сбить ракетой ближнего боя? Для уничтожения легкомоторного самолета или стратегического бомбардировщика также желательно иметь разные средства. Ну а когда идет массированный налет, то пригодятся ракеты всех диапазонов дальности. Технически реализовать такой проект несложно. Система управления одна, разные только маршевые двигатели и боевые части.

На старых комплексах применяли полуактивные головки самонаведения, добавил Айтеч Бижев. Когда цель облучали радаром, ракета видела отраженный сигнал и шла за ним. С активной головкой она более самостоятельна. У такого боеприпаса выше надежность наведения и вероятность уничтожения цели приближается к 99%.

Сейчас для перехвата небольших целей, таких как вертолеты или беспилотники, в состав полков С-400 включают батареи зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь». Они охраняют дальнобойные системы на марше и на позициях, увеличивают их огневую производительность и позволяют не тратить тяжелые дальнобойные ракеты на низкоприоритетные цели. В составе частей, вооруженных С-300, таких подразделений нет.

Универсальный боеприпас

Ракета 9М96 только начинает массово появляться в войсках, хотя разрабатывается она с конца 1990-х годов. Уже на начальном этапе было принято решение делать из нее универсальный межвидовой боеприпас, которым можно оснащать как корабли, так и сухопутные комплексы. Рассматривалась также возможность применения их с самолетов.

Сейчас их используют новейшие комплексы средней дальности С-350 «Витязь», серийные поставки которых в ВКС начались в нынешнем году, и корабельные ЗРК «Полимент-Редут» — их устанавливают только на самые современные боевые единицы флота — фрегаты проекта 22350 и корветы проектов 20380 и 20385.

Семейство этих ракет представлено двумя основными вариантами. Базовая версия 9М96 имеет дальность в 40 км и досягаемость по высоте 20 км. Полностью унифицированная с ней по габаритам и боевой части 9М96М за счет более мощного двигателя способна поражать воздушные цели за 120 км и на высоте в 35 км. Такие характеристики позволяют им перехватывать также баллистические ракеты малой дальности.

9М96 имеют смешанную систему наведения. Сразу после старта используется инерциальная с возможностью радиокоррекции от зенитного комплекса на основном участке полета. При выходе в район цели включается собственный радар в головке самонаведения, который ищет цель самостоятельно. Это позволяет поражать объекты, которые находятся за пределами прямой радиовидимости ЗРК. Такая возможность актуальна для защиты от объектов, летящих на малых высотах, например крылатых ракет.

В 2018 года Министерство обороны сообщило о принятии на вооружение и новой дальнобойной ракеты 40Н6. С ней досягаемость С-400 и последних модификаций С-300 достигла 380 км по дальности и 35 км по высоте.

С модернизированными комплексами даже один зенитный дивизион С-300ПМ или С-400 сможет выстроить эшелонированную ПВО, отметил экс-начальник зенитных ракетных войск ВВС России Александр Горьков.

— Группировка ПВО, в том числе зенитно-ракетные войска, выполняет двуединую задачу: прикрывает объект и защищает себя, — рассказал эксперт «Известиям». — Для этого ей нужны ракеты разного типа. Если подразделение получит боеприпасы средней дальности, которых можно разместить в несколько раз больше, то она сможет решать целый комплекс задач. Сначала комплексы будут уничтожать цели на дальних подступах — до 400 км. Затем наращивать огонь другими ракетами с дальностью поражения 250 км. И основная мощь огня сосредоточится по целям на дальности до 150 км.

Применение одновременно нескольких типов ракет с одной пусковой установки становится нормой и для других отечественных ЗРК. В 2020 году была впервые публично продемонстрирована боевая машина «Панцирь-СМ» с новыми, уменьшенными по габаритам и дальности, ракетами, специально предназначенными для перехвата небольших дешевых беспилотников и неуправляемых реактивных снарядов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer