Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Недоделанные "Молнии". Почему F-35 останется самым неудачным истребителем


8 октября 2020 года Николай Протопопов, РИА Новости


Разрушение фюзеляжа, потеря контроля в полете и постоянные сбои электронного оборудования — Пентагон снова выявил проблемы при эксплуатации истребителей пятого поколения F-35 Lightning. На этот раз неполадки связаны с программным обеспечением, контролирующим износ и исправность узлов самолета. Претензии военных могут обойтись компании Lockheed Martin в десятки миллионов долларов. О бедах "тридцать пятого" — в материале РИА Новости.

Хотели как лучше

Очередное разбирательство между Министерством обороны США и производителем истребителей пятого поколения F-35 Lightning началось несколько месяцев назад. Военные требуют от компании более семидесяти миллионов долларов в качестве компенсации за некорректную работу программного оборудования Electronic equipment logs (EEL).

Это ПО должно предоставлять отчеты об ошибках и сбоях в бортовых системах, а также отслеживать исправность и контролировать срок службы комплектующих F-35. По сути, это цифровой журнал с историей каждой детали с момента ее установки на самолет до утилизации. Предполагалось, что такой подход поможет разработать более экономичные методы технического обслуживания новейших истребителей.

Но недавно выяснилось, что компьютер неправильно представил показатели пятнадцати тысяч запасных частей, полученных подразделениями ВВС США. Чтобы проверить все детали и создать электронные копии, потребовались значительные финансовые затраты и немало времени. Дело в том, что по регламенту комплектующие можно использовать в самолетах или отправлять на склады только после каталогизации.

Разработчики электроники пытаются переложить ответственность на военных, обвиняя их в неправильной эксплуатации. В Пентагоне утверждают, что проблема гораздо серьезнее. В частности, нарекания вызывает главная система самодиагностики истребителей ALIS (Autonomic Logistics Information System), составной частью которой является EEL.

Как бы то ни было, трудности с программой ALIS возникли сразу, на первых модификациях F-35B с укороченными взлетом и посадкой. По мнению аналитиков, столь сложную систему вряд ли удастся быстро доработать. Пентагон же пока рекомендует военным разбираться с "глюками" автоматики самостоятельно или выполнять некоторые операции вручную.

Страдающие летчики

Это далеко не единственный недостаток новейшего истребителя, претендующего на звание самого технологичного самолета ВВС США. Причем многие просчеты инженеров так и не исправили. По докладам Пентагона, это создает риски даже для жизни и здоровья летчиков и в целом ставит под сомнение способность самолета выполнять боевые задачи.

Проблем столько, что их разделили на несколько категорий и пересчитали. К самым критичным отнесли тринадцать. Например, внезапные скачки давления в кабине, из-за которых летчик может получить в полете баротравму. Пилоты ощущали резкую боль в ушах и носовых пазухах. Известно как минимум о двух таких инцидентах. В Lockheed Martin уверяют: решение уже нашли. Разработчики пообещали довести кабину до ума и усовершенствовать систему регулирования давления.

Пентагон всерьез беспокоит и система катапультирования — испытания показали, что пилот может легко сломать шейные позвонки, если весит меньше шестидесяти килограммов.

Еще одна головная боль ВВС США — неустойчивость палубных F-35 после выполнения некоторых маневров в воздухе, в частности уклонения от ракеты. Когда "тридцать пятый" летит с углом атаки больше двадцати градусов, высока вероятность потери контроля над машиной. По словам летчиков, истребитель становится очень неустойчивым и непредсказуемым. Предполагается, что это результат ошибок и "глюков" в программном обеспечении, требующем срочной доработки, — иначе эксплуатировать F-35 на максимальных режимах невозможно.

Эксперты сходятся в том, что модификация F-35В с вертикальными взлетом и посадкой получилась самой проблемной. Так, при приземлении в тридцатиградусную жару двигатель часто не справляется с нагрузкой и не обеспечивает достаточную тягу для безопасного снижения. Летчикам приходится буквально бросать свои машины на ВПП или палубу корабля. По оценкам, это чревато полным разрушением фюзеляжа и даже взрывом.

Отметим, что ВВС США уже потеряли несколько "палубников". В частности, в 2018-м F-35B Корпуса морской пехоты разбился в Южной Каролине. На днях такой же самолет столкнулся в небе с топливозаправщиком — истребитель рухнул на землю, а танкер все же удалось посадить.

"Кондиционный" товар

Самый главный просчет американских конструкторов — слишком слабый фюзеляж "тридцать пятого". "Молнии" не могут долго летать на сверхзвуке из-за риска разрушения. При высоких нагрузках у истребителей крошатся антенны, обшивка и оперение хвостовой части.

Исправлять недостаток в Пентагоне не спешат, ведь на это потребуются колоссальные средства и полная переработка конструкции. Летчикам лишь рекомендовали сократить продолжительность высокоскоростного полета до минимума. То есть они вынуждены в корне менять тактику применения F-35 и отказаться от его главного преимущества — перехвата воздушных целей на сверхзвуке.

И все это — лишь малая часть недостатков одного из самых дорогих военных проектов в истории. Напомним: стоимость программы Joint Strike Fighter, то есть единого ударного истребителя США, приближается к полутора триллионам долларов. При этом большая часть средств заложена на техническое обслуживание машин. Эксперты уверены: "тридцать пятый" продолжит высасывать деньги из американского бюджета, главным образом потому, что нуждается в постоянных доработках.

Планируется, что всего Lockheed Martin соберет около двух с половиной тысяч самолетов пятого поколения для ВВС США и союзников. Откровенно сырые машины продаются по всему миру — американцы умеют навязать товар, зачастую оказывая давление на правительства стран-сателлитов.

Самую крупную партию "невидимок" — порядка ста сорока — получит Великобритания, по сотне — Япония и Австралия. Южная Корея подписала контракт на шестьдесят истребителей, десятки "тридцать пятых" будут эксплуатировать Норвегия, Израиль, Польша и другие страны Европы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer