Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Объект "Д" против простейшего спутника. Почему первым на орбиту полетел не тот аппарат


4 октября 2020 года Екатерина Москвич, ТАСС


4 октября исполняется 63 года с начала космической эры. Именно в этот день в 1957 году ракета-носитель "Спутник" вывела на орбиту ПС-1 — "Простейший спутник". И уже через 314,5 секунд после старта через радиоканалы было передано знаменитое "Бип! Бип!". Почему на орбиту первым был отправлен простейший аппарат, а не спутник с научной аппаратурой, как готовился запуск и итоги полета читайте в материале ТАСС.

Науку в космос

В августе 1955 года первый замминистра среднего машиностроения СССР Михаил  Хруничев, заместитель министра среднего машиностроения Василий Рябиков и конструктор Сергей Королев предложили руководству ЦК КПСС начать разработку искусственного спутника Земли на базе ракеты Р-7 и осуществить первый пробный пуск в 1957 году.

Согласно рассекреченным документам, копии которых можно увидеть на сайте Российского государственного архива научно-технической документации, изначально на орбиту в 1957 году должен был полететь объект "Д" "весом 1000-1400 кг с аппаратурой для научных исследований весом 200-300 кг".

Предполагалось, что с помощью этого спутника Академия наук СССР сможет, к примеру, исследовать гравитационное и магнитное поля и формы земли, изучить ионосферу и ее влияние на радиосвязь, сфотографировать земную поверхность, выяснить возможности длительного пребывания живых организмов на искусственных спутниках Земли.

В то же время в отчете группы инженера Михаила Тихонравова, которая занималась разработкой проекта пилотируемого аппарата, предполагалось, что на основе объекта "Д" можно будет экспериментально проверить возможности военного применения спутников.

Объект "Д", считали специалисты, не сможет вернуться на Землю целым, поэтому они предложили "предусмотреть специальную "кассету", которая могла бы быть спасена и в которой сохранялась бы первичная научная документация".

Вместе с тем, для обеспечения запуска объекта "Д" на орбиту Совет министров постановил ускорить работы по созданию Р-7. В будущем это изделие станет легендарной ракетой-носителем, прародительницей современных "Союзов".

Отправная точка

Группа инженера Михаила Тихонравова предложила параллельно с созданием спутника освоить технику для полета человека, а также теоретически и экспериментально разработать методы безопасного спуска со спутника на Землю, говорится в отчете. Уже тогда конструкторы предполагали, что спутник-станция может стать отправной точкой для полетов в дальний космос.

Для начала, отметили в отчете специалисты, должны были состояться вертикальные подъемы человека в обитаемой капсуле, чтобы предварительно познакомить его с условиями полета на ракетах, затем "должны идти полеты с выводом ракеты на горизонтальный участок с последующим наклонным движением к поверхности Земли". Спуск аппарата с человеком  предполагался либо баллистический, либо по-самолётному — при помощи крыльев.

Возможности объекта "Д"

Аппарат объект "Д" должен был иметь большую продолжительность работы — до 85 часов, а также обеспечивать связь с Землей при кратковременных появлениях спутника над территорией СССР и получать результаты измерений во время полета за пределами страны.

Эскизный проект предполагал, что объект "Д" будет, к примеру, измерять давление атмосферы, концентрацию ионосферы, собственный электростатический заряд спутника и напряженность магнитного поля. Он был утвержден главным конструктором Сергеем Королевым в 1956 году.

Однако 6 августа на тот момент уже заместитель председателя Совета Министров СССР Михаил Хруничев в письме министру оборонной промышленности СССР Дмитрию Устинову констатировал отставание по графику работ. В свою очередь в министерстве обороны сообщили, что приняли меры, чтобы обеспечить выполнение работ в заданные сроки по ряду направлений, в том числе по изготовлению объемного макета и оптической аппаратуры.

Вперед летит простейший

В феврале 1957 года Устинов, Королев и другие доложили в президиум ЦК КПСС, что "по состоянию отработки сложного комплекса научной аппаратуры, измерительных средств и средств связи для объекта "Д", которая еще далека от окончания, запуск спутника в намеченном объеме возможен не ранее конца 1957 года".

Ученые предложили первыми отправить на орбиту малые упрощенные аппараты. "Эти пуски будет возможно осуществить после получения положительных результатов пусков одного-двух изделий Р-7, то есть <…> в июле 1957 года".

Предлагаемый спутник представлял собой шар диаметром около 500 мм весом 50 кг. На его борту не должно было быть научной аппаратуры, только радиопередатчик, через который сигнал поступал на радиопеленгаторные и связные средства связи Минобороны СССР, комитета Госбезопасности, Минсвязи. Не исключалось привлечение радиолюбителей и учебных заведений для приема сигнала.

В итоге спутник получился на 8 см шире в диаметре и на 32 кг тяжелее. Кроме радиопередатчика он имел на борту аппаратуру для измерения температуры и давления внутри  аппарата. Его запуск был назначен на середину октября 1957 года, но состоялся 4 октября.

Уже после успешного вывода выяснилось, что ракета стартовала, как выразился конструктор Борис Черток, "на бровях". В частности, боковой двигатель вышел на режим с запозданием, в полете отказала система управления "опережения баков", из-за чего керосин расходовался сверх нормы, поэтому центральный блок завершил работу на 1 секунду раньше расчетного времени. Несмотря на это, спутник был выведен на орбиту и приступил к работе.

Интересно, что в случае успешного запуска предполагалось сообщить об этом в СМИ через 2-2,5 часа после старта ракеты. Однако если бы спутник на орбиту не вышел, об этом предполагалось тоже сообщить, так как "этот эксперимент подтвердит возможность попадания ракеты в любую точку земного шара и удачного запуска спутника".

1400 оборотов

В результате первый искусственный спутник Земли активно функционировал на орбите 21 сутки — с 4 до 25 октября. В космосе он пробыл 92 дня, совершив 1400 оборотов вокруг Земли. После этого аппарат "вошел в плотные слои атмосферы и закончил свое существование 4 января 1958 года", говорится в акте Федерации авиационного спорта СССР.

Первый запуск объекта "Д" в итоге состоялся в апреле 1958 года, однако спутник так и не был выведен из-за взрыва ракеты на старте. Еще одна попытка была предпринята в мае того же года. Тогда аппарат вышел на орбиту и в итоге получил название "Спутник-3". На его борту было 12 научных приборов. Полет "Спутника-3" завершился 6 апреля 1960 года.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer