Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Объект "Д" против простейшего спутника. Почему первым на орбиту полетел не тот аппарат


4 октября 2020 года Екатерина Москвич, ТАСС


4 октября исполняется 63 года с начала космической эры. Именно в этот день в 1957 году ракета-носитель "Спутник" вывела на орбиту ПС-1 — "Простейший спутник". И уже через 314,5 секунд после старта через радиоканалы было передано знаменитое "Бип! Бип!". Почему на орбиту первым был отправлен простейший аппарат, а не спутник с научной аппаратурой, как готовился запуск и итоги полета читайте в материале ТАСС.

Науку в космос

В августе 1955 года первый замминистра среднего машиностроения СССР Михаил  Хруничев, заместитель министра среднего машиностроения Василий Рябиков и конструктор Сергей Королев предложили руководству ЦК КПСС начать разработку искусственного спутника Земли на базе ракеты Р-7 и осуществить первый пробный пуск в 1957 году.

Согласно рассекреченным документам, копии которых можно увидеть на сайте Российского государственного архива научно-технической документации, изначально на орбиту в 1957 году должен был полететь объект "Д" "весом 1000-1400 кг с аппаратурой для научных исследований весом 200-300 кг".

Предполагалось, что с помощью этого спутника Академия наук СССР сможет, к примеру, исследовать гравитационное и магнитное поля и формы земли, изучить ионосферу и ее влияние на радиосвязь, сфотографировать земную поверхность, выяснить возможности длительного пребывания живых организмов на искусственных спутниках Земли.

В то же время в отчете группы инженера Михаила Тихонравова, которая занималась разработкой проекта пилотируемого аппарата, предполагалось, что на основе объекта "Д" можно будет экспериментально проверить возможности военного применения спутников.

Объект "Д", считали специалисты, не сможет вернуться на Землю целым, поэтому они предложили "предусмотреть специальную "кассету", которая могла бы быть спасена и в которой сохранялась бы первичная научная документация".

Вместе с тем, для обеспечения запуска объекта "Д" на орбиту Совет министров постановил ускорить работы по созданию Р-7. В будущем это изделие станет легендарной ракетой-носителем, прародительницей современных "Союзов".

Отправная точка

Группа инженера Михаила Тихонравова предложила параллельно с созданием спутника освоить технику для полета человека, а также теоретически и экспериментально разработать методы безопасного спуска со спутника на Землю, говорится в отчете. Уже тогда конструкторы предполагали, что спутник-станция может стать отправной точкой для полетов в дальний космос.

Для начала, отметили в отчете специалисты, должны были состояться вертикальные подъемы человека в обитаемой капсуле, чтобы предварительно познакомить его с условиями полета на ракетах, затем "должны идти полеты с выводом ракеты на горизонтальный участок с последующим наклонным движением к поверхности Земли". Спуск аппарата с человеком  предполагался либо баллистический, либо по-самолётному — при помощи крыльев.

Возможности объекта "Д"

Аппарат объект "Д" должен был иметь большую продолжительность работы — до 85 часов, а также обеспечивать связь с Землей при кратковременных появлениях спутника над территорией СССР и получать результаты измерений во время полета за пределами страны.

Эскизный проект предполагал, что объект "Д" будет, к примеру, измерять давление атмосферы, концентрацию ионосферы, собственный электростатический заряд спутника и напряженность магнитного поля. Он был утвержден главным конструктором Сергеем Королевым в 1956 году.

Однако 6 августа на тот момент уже заместитель председателя Совета Министров СССР Михаил Хруничев в письме министру оборонной промышленности СССР Дмитрию Устинову констатировал отставание по графику работ. В свою очередь в министерстве обороны сообщили, что приняли меры, чтобы обеспечить выполнение работ в заданные сроки по ряду направлений, в том числе по изготовлению объемного макета и оптической аппаратуры.

Вперед летит простейший

В феврале 1957 года Устинов, Королев и другие доложили в президиум ЦК КПСС, что "по состоянию отработки сложного комплекса научной аппаратуры, измерительных средств и средств связи для объекта "Д", которая еще далека от окончания, запуск спутника в намеченном объеме возможен не ранее конца 1957 года".

Ученые предложили первыми отправить на орбиту малые упрощенные аппараты. "Эти пуски будет возможно осуществить после получения положительных результатов пусков одного-двух изделий Р-7, то есть <…> в июле 1957 года".

Предлагаемый спутник представлял собой шар диаметром около 500 мм весом 50 кг. На его борту не должно было быть научной аппаратуры, только радиопередатчик, через который сигнал поступал на радиопеленгаторные и связные средства связи Минобороны СССР, комитета Госбезопасности, Минсвязи. Не исключалось привлечение радиолюбителей и учебных заведений для приема сигнала.

В итоге спутник получился на 8 см шире в диаметре и на 32 кг тяжелее. Кроме радиопередатчика он имел на борту аппаратуру для измерения температуры и давления внутри  аппарата. Его запуск был назначен на середину октября 1957 года, но состоялся 4 октября.

Уже после успешного вывода выяснилось, что ракета стартовала, как выразился конструктор Борис Черток, "на бровях". В частности, боковой двигатель вышел на режим с запозданием, в полете отказала система управления "опережения баков", из-за чего керосин расходовался сверх нормы, поэтому центральный блок завершил работу на 1 секунду раньше расчетного времени. Несмотря на это, спутник был выведен на орбиту и приступил к работе.

Интересно, что в случае успешного запуска предполагалось сообщить об этом в СМИ через 2-2,5 часа после старта ракеты. Однако если бы спутник на орбиту не вышел, об этом предполагалось тоже сообщить, так как "этот эксперимент подтвердит возможность попадания ракеты в любую точку земного шара и удачного запуска спутника".

1400 оборотов

В результате первый искусственный спутник Земли активно функционировал на орбите 21 сутки — с 4 до 25 октября. В космосе он пробыл 92 дня, совершив 1400 оборотов вокруг Земли. После этого аппарат "вошел в плотные слои атмосферы и закончил свое существование 4 января 1958 года", говорится в акте Федерации авиационного спорта СССР.

Первый запуск объекта "Д" в итоге состоялся в апреле 1958 года, однако спутник так и не был выведен из-за взрыва ракеты на старте. Еще одна попытка была предпринята в мае того же года. Тогда аппарат вышел на орбиту и в итоге получил название "Спутник-3". На его борту было 12 научных приборов. Полет "Спутника-3" завершился 6 апреля 1960 года.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer