Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Проектируя перспективу


6 октября 2020 года Айгуль Камаева, Российская газета


Электродвигатель для беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, генератор гибридной силовой установки, сверхпрочные титановые сплавы для создания авиадвигателей - это лишь малая доля уникальных разработок, которые принадлежат ученым Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ). Их технологии признаны прорывными на федеральном уровне. И поэтому УГАТУ стал единственным вузом Башкирии, завоевавшим грант федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ" национального проекта "Наука". Благодаря ему в 2020 году университет обновит приборную базу на 30,7 миллиона рублей, а в целом за пять лет в вузе планируется обновление на 251,3 миллиона рублей.

Электродвигатель для беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, генератор гибридной силовой установки, сверхпрочные титановые сплавы для создания авиадвигателей - это лишь малая доля уникальных разработок, которые принадлежат ученым Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ). Их технологии признаны прорывными на федеральном уровне. И поэтому УГАТУ стал единственным вузом Башкирии, завоевавшим грант федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ" национального проекта "Наука". Благодаря ему в 2020 году университет обновит приборную базу на 30,7 миллиона рублей, а в целом за пять лет в вузе планируется обновление на 251,3 миллиона рублей.

Таким образом ученые УГАТУ доказали: наука может зарабатывать, а изобретения реально сразу внедрять в производство.

Все дело в том, что сегодня сотрудники университета различных кафедр работают над созданием авиации будущего: высокоэффективных электрических машин следующего поколения для электрического самолета, новых сплавов и материалов для авиастроения.

Так, ученые кафедры электромеханики университета участвуют в реализации масштабной государственной научно-исследовательской работы "Электролет СУ-2020", которая предполагает создание самолетов с гибридными силовыми установками (ГСУ), существенно сокращающими расход топлива и вредных выбросов.

В прошлом году созданный инженерами УГАТУ генератор ГСУ прошел успешные стендовые испытания. В марте 2020 года сделан следующий шаг - первая "примерка" генератора на борту летающей лаборатории Як-40, на базе которого и создается демонстратор электрического самолета. Один из двигателей Як-40 заменят на энергоузел с генератором УГАТУ, а в носовой части установят электродвигатель с воздушным винтом, уточнили в университете.

Кроме того, ученые УГАТУ успешно защитили проект по созданию электродвигателя для перспективных пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов в правлении Фонда перспективных исследований. Разработку научного коллектива кафедры электромеханики под руководством профессора Флюра Исмагилова и доцента Вячеслава Вавилова признали "прорывной технологией". Она первой в Республике Башкортостан получила финансирование Фонда.

Большинство разработок ученых университета сразу же начинают внедряться в производство. Так, к примеру, сотрудники Института физики перспективных материалов УГАТУ разработали новый высокопроизводительный способ повышения прочности титанового сплава BT8М-1. Он используется для изготовления одной из важнейших деталей авиационного двигателя - лопатки компрессора. Опытную партию лопаток из нового сплава инженеры вуза выпустили и проверили на прочность совместно с ПАО "ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение". После получения патента этот способ упрочнения титанового сплава начали осваивать на предприятии.

Разработчики отмечают, что применение этого сплава повысит ресурс и надежность авиационных двигателей, сократит количество ремонтных работ. Изобретением уже заинтересовались производители вертолетов.

Важный момент - в исследованиях УГАТУ задействованы не только ведущие ученые и специалисты университета, но и креативная молодежь. Для этого на базе кафедры электромеханики действует конструкторское бюро, объединяющее студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Как отмечают в вузе, это позволяет подготовить квалифицированные кадры для предприятий отрасли, а также поддержать и содействовать развитию научных идей молодежи.

Чтобы студенты могли заниматься наукой, в УГАТУ созданы все условия: имеются суперкомпьютер, центр коллективного пользования научным и технологическим оборудованием "Нанотех", космический научно-образовательный микроспутник "УГАТУ-САТ", а также центр приема и обработки космической информации, лаборатория 3D-визуализации и лаборатория прототипирования. Особая гордость - инновационный научный комплекс аддитивных технологий.

Теперь же с получением гранта в рамках федерального нацпроекта "Наука" УГАТУ приобретет дополнительное оборудование для выполнения крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов. Часть средств направят на обновление центра коллективного пользования "НАНОТЕХ".

- Возможность использовать самое современное научное оборудование станет отличным стимулом для наших молодых ученых, - считает ректор УГАТУ Сергей Новиков. - У них появится дополнительная мотивация для реализации своих научных идей, публикации статей в высокорейтинговых журналах и защиты диссертаций. Уверен, что новые технологические возможности привлекут внимание научного сообщества и индустриальных партнеров к исследовательским разработкам УГАТУ, будут способствовать развитию научной кооперации и благоприятно скажутся на престиже инженерной профессии.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные



Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer