Уголовное дело по ч. 4 ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) ММСУТ СКР возбудил в марте прошлого года по материалам оперативно-разыскного отдела Домодедовской таможни. Внимание оперативников созданная в 2010 году компания «Сфера джет», занимающаяся организацией рейсов на самолетах административного класса, а также оказанием услуг по приобретению и продаже бизнес-самолетов, привлекла возросшей буквально в одночасье прибылью.
Если на протяжении 2012–2016 годов доход ООО «Сфера джет» с уставным капиталом 10 тыс. руб. не превышал и 1 млн руб., то в 2017 году чистая прибыль компании составила 5,6 млрд руб.
За счет каких манипуляций мог произойти такой скачок, стало понятно в ходе начавшегося расследования. В частности, буквально на поверхности лежала история с арендой у зарубежной компании в период с 8 августа по 29 декабря 2018 года четырех бизнес-джетов — Gulfstream G150, Gulfstream G450, Embraer Legacy 650 и Bombardier G150. Воздушные суда использовались для коммерческих частных рейсов, в том числе для ВИП-пассажиров, из международного аэропорта Домодедово по России.
Однако, как установили следователи, при ввозе самолетов на территорию страны ООО «Сфера джет» не уплатило установленных таможенных сборов, платежей и налогов.
Как считают в ММСУТ, организатором аферы являлся соучредитель и гендиректор «Сфера джет» Андрей Степанюк. Помимо него фигурантами этого дела являются второй соучредитель компании и ее финансовый директор Татьяна Стахурская, менеджер по продажам «дочки» ООО «Сфера джет» Мария Кожемякина, а также начальник службы пассажирских перевозок ООО «Бизнес Авиэйшн Центр» (управляет центром деловой авиации аэропорта Домодедово) Вячеслав Реснянский. Последний, по версии следствия, оказывал компаньонам содействие в организации перелетов воздушных судов как по стране, так и внутри Евразийского экономического союза.
В марте 2019 года господ Степанюка и Реснянского по ходатайству следствия Мещанский райсуд Москвы отправил под домашний арест, который в декабре был заменен на запрет определенных действий. Обе дамы все это время находились под подпиской о невыезде.
Основной фигурант этого дела Андрей Степанюк своей вины в инкриминируемом деянии в ходе расследования не признавал. По данным “Ъ”, гендиректор «Сфера джет» никакого криминала в своих действиях не видел и утверждал, что использование арендованных иностранных воздушных судов для обслуживания внутренних рейсов является общепринятой практикой. Изменилась ли позиция господина Степанюка к концу следствия, неизвестно. Его адвокат, как, впрочем, и защитник Вячеслава Реснянского, на вопрос, признают ли сейчас их подзащитные свою вину, отвечать не стал. Отказались они и комментировать ситуацию в целом.
Как бы то ни было, но следствие считает вину Андрея Степанюка в уклонении от уплаты таможенных платежей подтвержденной не только собранными по делу доказательствами, но и показаниями других фигурантов.
В начальной стадии расследования речь шла о том, что обвиняемые нанесли государству ущерб на сумму почти 650 млн руб. В ММСУТ СКР говорить об итогах расследования и фигурирующем в окончательной редакции обвинительного заключения ущербе не стали. Между тем не исключено, что сумма могла значительно снизиться. Во всяком случае, в сентябре 2019 года Московская таможня попыталась взыскать в Арбитражном суде Москвы с ООО «Сфера джет» лишь 93 млн руб. неуплаченных таможенных платежей. Именно такая цифра значится в документарной проверке Домодедовской таможни, проведенной в июле—сентябре 2019 года. Впрочем, рассмотрение этого иска сейчас приостановлено в связи с тем, что чартерный авиаперевозчик обжалует уже в Арбитражном суде Московской области выводы Домодедовской таможни.
Получить комментарии в самом ООО «Сфера джет» оказалось невозможно. В его штате значатся всего два сотрудника — Андрей Степанюк и Татьяна Стахурская, которые находятся под следствием.