Специфика учебно-боевой работы армейской авиации ЦВО отличается частотой применения и широким разнообразием выполняемых задач. В ходе одного из лётно-тактических учений на Урале звенья ударных Ми-24 и транспортно-боевых вертолётов Ми-8 нанесли ракетный удар по полевому аэродрому, уничтожив авиационную группировку условного противника. Или «вертолётной каруселью» уничтожили укреплённый район условного противника на учении под Оренбургом.
В ходе недавних учений в горах Таджикистана экипажи ударных вертолётов Ми-24 из состава авиагруппы 201-й российской военной базы уничтожили выявленную группу «незаконных вооружённых формирований», обеспечивая огневую поддержку с воздуха наступающим мотострелковым подразделениям. А на учении в Челябинской области экипажи транспортно-боевых вертолётов Ми-8 ЦВО выполнили транспортировку лёгкой колёсной техники, артиллерийских орудий, а также партии гуманитарного груза в труднодоступные районы.
– При выполнении учебно-боевых задач экипажи вертолётов противостоят как наземным, так и воздушным целям, проводят воздушное минирование, переброску и высадку десантных подразделений, корректировку огня и наведение ударных групп, задействуя воздушный пункт управления, участвуют в управлении войсками в ходе боя, ведут поисково-спасательное обеспечение. И это лишь часть задач, которыми насыщена плановая боевая подготовка вертолётчиков, – рассказывает полковник Дмитрюк.
Сегодня ни одно войсковое учение в округе не проходит без воздушного сопровождение армейской авиации, что, по словам полковника Вячеслава Дмитрюка, даёт лётному составу отличный опыт в вопросах выполнения задач по предназначению, в том числе в составе международных коалиционных группировок войск. Так, на этапе командно-штабного учения Миротворческих сил Организации Договора о коллективной безопасности «Нерушимое братсво-2020» пара ударных вертолётов Ми-24 ЦВО обеспечивала прикрытие и огневую поддержку проводимой специальной операции по воздушной доставке партии гуманитарного груза.
– Особенно эффективными для наработки экипажами лётно-боевой практики стало участие в крупномасштабных манёврах, – отмечает полковник Дмитрюк. – Подобный опыт вертолётчики ЦВО нарабатывали во второй декаде августа, когда на площадках четырёх полигонов Сибири и Поволжья в рамках двустороннего учения в условном противостоянии сошлись войсковые группировки двух общевойсковых армий ЦВО. В ходе активной фазы были задействованы свыше 12 тысяч военнослужащих и более 3 тысяч единиц военной техники. В их числе, порядка двух десятков ударных и военно-транспортных вертолётов.
Тогда, в финальном эпизоде учения в небе над Донгузским полигоном состоялось самое масштабное применение авиасил ЦВО за весь учебный год. В кульминационный момент разыгрываемого этапа в воздушном пространстве, по данным средств разведки, находилось сразу 15 винтокрылых боевых машин.
В частности, пилоты Ми-24П, выстроившись в боевой порядок «круг», неуправляемыми авиационными ракетами С-8 класса «воздух-поверхность» наносили огневые удары по коммуникациям, командным пунктам и ходам сообщений укреплённого района условного противника. Экипажи «Ми», отработали постановку минно-взрывных заграждений и приняли участие в одновременной высадке тактического воздушного десанта беспарашютным способом и по-штурмовому с режима висения, задействуя специальные спусковые устройства.
Теперь, когда учебно-боевые этапы позади, полковник Вячеслав Дмитрюк не без оснований отмечает, что со всеми задачами этого учебного года пилоты армейской авиации Центрального военного округа справились без замечаний. В том числе, благодаря последовательной реализации программы обновления и перевооружения парка винтокрылых боевых машин, летают экипажи армейской авиации ЦВО исключительно на современных образцах боевых машин.
В частности, с завершением перевооружения осенью 2020 года авиационной базы в Киргизии и авиагруппы российской военной базы в Таджикистане на современные модификации семейства «Ми», в Центральном военном округе была успешно реализована программа обновления парка транспортно-боевых вертолётов. На смену ранее стоявшим на вооружении Ми-8МТВ2 пришёл Ми-8МТВ5-1, оснащённый обновлённым комплексом прицельно-навигационного оборудования, усовершенствованным бортовым комплексом обороны и купольными камерами.
Дислокация вертолётов объединения ВВС и ПВО на кызыльском аэродроме существенно расширила ареал базирования армейской авиации военного округа
Плюс ко всему, пилотские кабины Ми-8МТВ5-1 располагают высокотехнологичным оборудованием, адаптированным с функционалом очков ночного видения ГЕО-ОНВ-1, которые позволяют выполнять полёты в тёмное время суток, как на малых, так и предельно малых высотах, а также совершать взлёты и посадки на необозначенные площадки. Полковник Дмитрюк поясняет, что за счёт такого обновления авиапарка, в ходе предстоящего зимнего периода обучения пилоты российских зарубежных баз приступят к отработке полётных заданий в ночное время суток в условиях сложной горной местности. Технические средства прежнего Ми-8МТВ2 такого шанса армейским вертолётчикам не давали.
До недавнего времени не было подобных возможностей и у пилотов воинских частей армейской авиации, базирующихся в Свердловской и Челябинской областях. Но лишь до того момента, пока лётные коллективы не приняли на вооружение аналогичную модификацию вертолётов Ми-8МТВ5-1. Сегодня в техническом оснащении круче них в ЦВО разве что пилоты Толмачёвского (Новосибирская область) отдельного вертолётного полка, эксплуатирующие Ми-8АМТШ-В «Терминатор».
Кроме того, применение очков ночного видения также позволило, что называется, по полной программе задействовать возможности и уникальные условия места дислокации аэродрома Кызыл (Республика Тыва), где с марта прошлого года базируется смешанная авиационная эскадрилья. В частности, авиаподразделение на «Терминаторах» из состава отдельного транспортного смешанного авиационного полка ЦВО. Кызыльский аэродром как нельзя лучше подходит для совершенствования лётной подготовки пилотов армейской авиации в отработке такой, к примеру, задачи, как пилотирование вертолёта в тёмное время суток в условиях горной местности.
– Кызыльская авиационная площадка расположена в предгорьях Западного Саяна, – поясняет полковник Вячеслав Дмитрюк, – Данное соседство хорошо оснащённого аэродрома с горами позволило нам не только перенести прежнее место лётной подготовки лётного состава с сезонной и малопригодной базы тактического аэродрома в Алтайском крае в благоустроенный регион, но и заметно расширить ареал базирования армейской авиации военного округа.
Более того, Кызыльский аэродром не нуждается в каком-либо материально-техническом дооснащении самого лётно-тренировочного процесса. Как это всякий раз вынужденно происходило на Алтае, когда на «точку» в горах приходилось перемещать комплекты навигационного оборудования, полевого энергообеспечения, загодя формировать запас горюче-смазочных средств, иных необходимых материалов и ещё создавать резерв продуктов питания для откомандированной из пункта постоянной дислокации группы технического обеспечения.
Сложность выполнения задач в горах связана с тем, что разрежённость воздуха на больших высотах серьёзно влияет на работу двигателя. К тому же, в горах преобладают сильные воздушные потоки, которые оказывают влияние и на технику пилотирования. Без должных навыков к практической работе над горными полигонами вертолётчики просто не допускаются. Теперь же, за счёт освоения новой аэродромной площадки, уже в новом учебном году имеется возможность более активно привлекать к программе техники пилотирования в непростых рельефных условиях лётный состав из числа выпускников лётных вузов.
К слову, о выпускниках. Их в этом году в распоряжение объединения ВВС и ПВО прибыло около полусотни. Каждого из них предстоит, что называется, ставить на крыло. Но и с этим, убеждены в штабе объединения, проблем не возникнет. Во-первых, потому что с молодёжью есть кому работать. Более 70 процентов личного состава армейской авиации ЦВО – пилоты, имеющие реальный боевой опыт. Во-вторых, подавляющее большинство из числа потенциальных наставников имеют в личном активе по две, а то и три освоенных вертолётных модификации.
Наконец, интенсивность практической работы лётного состава в истекающем году была такова, что средний налёт вертолётчиков превысил отметку в 150 часов. Да, результат сопоставим с показателем прошлого года. Но, как известно, на стартовом этапе опытные наставники армейской авиации сумели настолько эффективно поработать с молодым лётным составом, что прибывший контингент уже в зимнем периоде обучения 2020 года сумел проявить себя в целом ряде плановых учебно-практических мероприятий ЦВО с участием армейской авиации.
– Не приходится сомневаться, что в вопросе подготовки молодого лётного состава мы и в этот раз будем иметь не менее достойный результат, – резюмирует полковник Дмитрюк. Такой прогноз, по его словам, имеет все основания сбыться хотя бы потому, что сам контингент завтрашних наставников, несмотря на солидный объём лётно-боевой практики, продолжает в эти дни интенсивно наращивать и индивидуальный уровень мастерства, и коллективную слаженность при отработке непростых задач по предназначению. И вот конкретный пример:
В ноябре сразу в трёх регионах зоны ответственности Центрального военного округа – Свердловской, Челябинской и Новосибирской областях, будет дан старт масштабному ночному лётно-тактическому учению с экипажами армейской авиации. Экипажам ударных вертолётов Ми-24 и транспортно-боевых Ми-8 предстоит отработать программу из трёх десятков лётных заданий. В ходе учения вертолётчики будут пилотировать винтокрылые машины в тёмное время суток с применением очков ночного видения ГЕО-ОНВ-1, выполнять воздушную разведку, отрабатывать элементы сложного маневрирования на малых высотах и осуществлять посадки на неподготовленные площадки в равнинной и лесистой местности без использования бортового осветительного оборудования.
Особое внимание в ходе учения будет уделено скрытной переброске транспортно-боевыми бортами в заданный район тактических групп и отработке эпизода ночной высадки тактического воздушного десанта беспарашютным способом и по-штурмовому с режима висения. Ночное летно-тактическое учение пройдёт на военных аэродромах в трёх регионах с участием порядка 50 экипажей армейской авиации, а также более 500 военнослужащих из числа инженерно-технического состава, групп обеспечения и управления полётами.
Екатерин