Следует отметить, что на аэродроме Гиссар в 30 км от Душанбе, где сегодня взлетают вертолёты авиационной группы, с октября 1993 по сентябрь 2000 годов базировалась авиация Коллективных миротворческих сил СНГ. Миротворческие силы были введены в Республику Таджикистан по просьбе её руководства в связи с начавшейся здесь гражданской войной и вторжением на территорию страны террористических банд со стороны Афганистана.
Тогда в состав авиации Коллективных миротворческих сил вошли отдельная вертолётная эскадрилья 201-й мотострелковой дивизии и истребительно-штурмовой авиационный полк ВВС России. За время проведения миротворческой операции ими было выполнено более 20 тысяч боевых вылетов самолётов и вертолётов для участия в операциях по поддержке с воздуха батальонных тактических групп 201-й мсд, освобождавших южные районы республики от вторгшихся террористических банд.
Одним из условий, позволившим в установленные сроки осуществить разгром незаконных вооружённых формирований, стало достижение авиацией Коллективных миротворческих сил полного господства в воздухе. Практически все успехи наших военных лётчиков, действовавших в Таджикистане, были достигнуты за счёт боевого опыта, полученного ранее при выполнении интернационального долга в Афганистане. Многие из них за проявленное мужество и героизм при выполнении полётных заданий в небе Таджикистана были награждены высокими правительственными наградами Российской Федерации.
Вот уже более 20 лет Таджикистан живёт и развивается в условиях мира. Но в связи с тем, что республика имеет на юге 1200-километровую границу с неспокойным Афганистаном, стабильность военно-политической обстановки удаётся сохранять во многом благодаря присутствию на её территории российской военной базы, которая также входит в состав Коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона ОДКБ.
201-я российская военная база как составная часть КСБР ЦАР выполняет особую миссию на самом южном фланге ОДКБ и является объектом постоянной заботы и контроля со стороны Минобороны России, командования Центрального военного округа в плане обеспечения этого соединения лучшими офицерскими кадрами, самыми передовыми образцами ВВТ.
Так, созданное в 2015 году авиационное подразделение в составе 201-й российской военной базы формировалось из авиаторов, которые уже имели солидный служебный стаж. Они и продолжили дело защиты с воздуха южных рубежей республики, став проводниками передового опыта для молодых лётчиков, которые в мирной обстановке учатся отрабатывать те же задачи, что выполняли наши вертолётчики в Таджикистане в 1990-е годы.
В прошлом году в должность командира авиационной группы 201-й РВБ вступил лётчик 1-го класса майор Виктор Хасанов (на снимке). У офицера интересная офицерская биография. Виктор Хайтмурадович уроженец Таджикистана. В 1990 году смуглолицым пареньком покинул он родной кишлак Носир-Хисрат Курган-Тюбинской области, чтобы по направлению военкомата поступить в Уфимское высшее военное авиационное училище лётчиков. Окончив его в 1994 году лейтенант Хасанов был назначен лётчиком-штурманом вертолёта Ми-8 в вертолётный полк в те годы Сибирского военного округа.
Сегодня это один из наиболее опытных военных лётчиков армейской авиации Центрального военного округа. Его общий стаж равняется 62 годам, срок календарной службы – 30 лет! За это время Виктор Хайтмурадович совершил тысячи вылетов и при этом не имел ни одного случая предпосылки к лётным происшествиям.
За особые заслуги в освоении, эксплуатации и обслуживании авиационной техники, высокое лётное мастерство майор Хасанов был награждён государственной наградой – медалью Нестерова. Не случайно по достижению предельного возраста нахождения на военной службе командование продлило с ним контракт. Заслуженному боевому офицеру есть чему научить молодых авиаторов 201-й РВБ в Таджикистане. Тем паче, что он как собственную ладонь знает республику, в которой родился и вырос.
Ветеран оправдывает доверие командования округа. Под его руководством в прошлом учебном году авиагруппа показала высокую выучку, участвуя в СКШУ «Центр-2019». В ходе учения авиаторы блестяще отработали такие боевые эпизоды, как поддержка войск огнём с воздуха во время боя с условной бандой боевиков, а также эвакуацию «раненых» с поля боя.
Вертолётчики 201-й РВБ также в прошлом году приняли активное участие в совместном учении с вооружёнными силами Республики Таджикистан «Нерушимое братство». При отработке учебно-боевых задач посредники отмечали высокое лётное и тактическое мастерство экипажей при ведении воздушной разведки местности, сопровождении и огневом прикрытии автоколонн, выполнении упражнений по высадке тактического десанта вблизи населённого пункта, захваченного «террористами».
В этом году в авиагруппе произошло обновление вертолётной техники. И этой радостной новостью майор Хасанов поделился с корреспондентом «Красной звезды»:
– На вооружение базы поступили новые вертолёты Ми-8МТВ5-1. На борту этих машин столько внедрённых новшеств, что нашим экипажам пришлось проходить переподготовку в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в Тверской области. Для нас новые вертолёты – это настоящих подарок в смысле повышения боевых возможностей авиагруппы.
После успешной апробации новых Ми-8МТВ5-1 лётный состав авиагруппы 201-й РВБ продемонстрировал повышенные боевые возможности винтокрылых машин в ходе серии тактических учений на финише учебного года
Порадовало лётчиков армейской авиации и то, что на борту Ми-8МТВ5-1 установлен комплекс бортовой обороны, а кабина пилотов оснащена светотехническим оборудованием, адаптированным для использования очков ночного видения ОНВ-1. Такое оснащение позволяет выполнять полёты в ночное время с соблюдением светомаскировки на предельно малых высотах, совершать посадки на необозначенные площадки.
На борту машины также установлен современный метеолокатор, предупреждающий о приближении опасных явлений погоды в виде грозы, шквалистого ветра, дождя на расстоянии до 400 км. Вертолёт способен в зависшем положении одновременно десантировать разведывательную группу штурмовым способом из пяти точек одновременно на неподготовленные площадки. В штате нового «Ми» также предусмотрена дополнительная лебёдка СЛГ-300 для эвакуации раненых из труднодоступных мест без посадки.
После успешной апробации новых Ми-8МТВ5-1 лётный состав авиагруппы продемонстрировал повышенные боевые возможности винтокрылых машин в ходе лётно-тактического учения и в ходе участия в батальонно-тактическом учении на финише учебного года. В ходе них были отработаны боевые эпизоды по ведению воздушной разведки и огневой поддержке горного мотострелкового батальона во время действий в горах.
Рассказ об авиационной группе российской военной базы будет неполным, если не вспомнить ещё об одной интересной функции, которую лётному составу армейской авиации приходится выполнять, так сказать, по законам братской дружбы. Ведь командование и военнослужащие соединения также призваны оказывать содействие правительству республики в ликвидации последствий стихийных бедствий и природных катаклизмов. Ведь горы Памира – сейсмически активны. Землетрясения средней силы в Таджикистане регистрируются практически ежемесячно. Порой подземные толчки приводят к разрушительным последствиям.
И вертолётчики неоднократно приходили на помощь населению братской республики. Вот один из таких примеров внезапно возникающих задач: 8 июля 2017 года с гор левобережного Дарваза сошли несколько селей, которые перекрыли реку Пяндж, что привело к затоплению автодороги Душанбе – Куляб – Хорог и нескольких населённых пунктов в Горно-Бадахшанской автономной области.
Власти республики обратились за помощью к командованию Центрального военного округа. Реакция российской стороны не заставила себя ждать. На выручку населению пострадавшего района тут же пришли вертолёты Ми-8 авиагруппы 201-й РВБ, которые перебросили к месту чрезвычайной ситуации подразделения сапёров и миномётчиков. С помощью взрывчатки был устранён завал и ликвидированы последствия наводнения.
Конечно, условия жаркого климата и высокогорья, при которых вертолётчикам приходится выполнять служебные обязанности в Таджикистане, разительно отличаются от условий службы, скажем, в Сибири или на Урале. В связи с этим перед отправкой для дальнейшего прохождения службы в 201-ю РВБ военные авиаторы проходят специальную лётную подготовку, во время которой их обучают особенностям пилотирования и эксплуатации вертолётов в горной местности. Кроме того, экипажи вертолётов привлекают к участию в практической подготовке к выживанию в горах.
В программу обучения экипажей ударных Ми-24 и транспортно-десантных Ми-8 входит выполнение таких обязательных упражнения, как пилотирование в горных ущельях на предельно малых высотах и с использованием пересечённого рельефа местности, выполнение полётных заданий в облаках и в условиях ограниченной видимости. Например, при обучении лётчика пилотированию в ущелье командир авиагруппы всегда требует учитывать фактор мощного бокового ветра, под удар которого обычно попадает винтокрылая машина при выходе из ущелья.
Одним из весомых показателей успешности службы авиационного подразделения, высокого профессионализма лётного состава и аэродромных служб является недопущение в ходе эксплуатации техники предпосылок к поломкам или лётным происшествиям. Настоящими виртуозами вождения и грамотной эксплуатации, не допустившими в течение всего учебного года случаев выхода из строя вертолётов показали себя командир Ми-8МТВ5-1 капитан Денис Гайдым, бортовой авиационный техник Ми-8МТВ5-1 капитан Никита Медведев, лётчик-штурман Ми-24 старший лейтенант Владимир Куташкин.
Среди специалистов аэродромных служб по итогам учебного года командиром авиационной группы в лучшую сторону отмечены начальник группы средств наземного оборудования и планера капитан Павел Кузнецов, начальник службы авиационного вооружения и десантного оборудования капитан Фердавс Рахмонов, начальник метеостанции капитан Алексей Сурков, водители-электрики рядовые Ринат Газимуллин и Вадим Загузин.
Военные вертолётчики, проходящие службу в составе авиационной группы 201-й РВБ, которым приходится управлять своими винтокрылыми машинами среди сложнейших хитросплетений хребтов, скал и ущелий Памира, обладают особой лётной выучкой горного профиля. И как хорошо сказал о специфике их нелёгкой, но увлекательной службы талантливый поэт-бард, ветеран военной службы, полковник запаса Валерий Монастырёв: «И понесётся под нами земля: горы, поля, кишлаки. Яма на яме, но держит пилот курс винтокрылого Ми.