Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что значит для России конец эпохи легендарного Ту-154


28 октября 2020 года Ольга Самофалова, Взгляд


Самый популярный советский самолет Ту-154 отправляют на покой. Лайнер, который за полвека перевез наибольшее количество советских людей, больше не будет эксплуатироваться на регулярных рейсах. Чем был так уникален этот самолет, как ему удалось столько времени продержаться на регулярных авиалиниях? И сможет ли МС-21 превзойти успех советской легенды?

В среду 28 октября самолет Ту-154 совершил последний регулярный пассажирский рейс. Единственный остававшийся в эксплуатации борт авиакомпании «Алроса» с регистрационным номером RA-85757 отправился из Мирного в Новосибирск. После этого полета самолеты данного типа останутся лишь у различных правительственных организаций: специального летного отряда «Россия», МВД, ФСБ, Минобороны и т. п. На госслужбе экономика менее важна, чем обеспечение национальной безопасности. 

Конкретно этот борт на 150 кресел отслужил 18 лет. Сначала он летал в Иране, вторую половину 1990-х провел в Белоруссии, затем снова оказался в Иране и лишь в 2002 году попал в «Алросу». В последнее время борт выполнял рейсы от силы пару раз в месяц, преимущественно из Мирного в Иркутск и Новосибирск.

Но главное, что с уходом Ту-154 завершается целая эпоха. Шутка ли – этот тип самолета прожил больше полувека: первый полет совершил еще в 1968 году, а серийно собирался с 1970 по 1998 год на Куйбышевском авиазаводе. Потом вплоть до 2013 года велось мелкосерийное производство Ту-154М на самарском «Авиакоре». Так долго машины редко живут.

Это самый массовый советский реактивный пассажирский лайнер, который до конца 2000-х годов оставался одним из основных самолетов страны на маршрутах средней дальности.

«Ту-154 был основной рабочей лошадкой для перевозок пассажиров. В Советском Союзе летали очень много. Поэтому найти человека, который жил в советское время и не летал на Ту-154, довольно сложно», – говорит глава отраслевого портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Ту-154 – один из самых быстрых в мире серийных пассажирских лайнеров, с крейсерской скоростью более 900 км/ч. «Это был очень скоростной по тем временам трехдвигательный самолет. Большая скорость на первом этапе освоения даже вызывала сложности. До этого пилоты взлетали и садились на меньших скоростях, а этот самолет требовал новых навыков», – поясняет Гусаров.

Если проводить параллели, то Ту-154 – это среднемагистральный самолет такого же класса и размерности, что и самые популярные на сегодня самолеты, на которых мы летаем – это Airbus A320 и Boeing 737. 

Другое дело, что Ту-154 – это самолет позапрошлого поколения. «Но советский самолет оказался настолько хорош и удачен по своей конструкции и по своим характеристикам, что западные самолеты аналогичного поколения давно ушли с рынка, а Ту-154 многие десятилетия возит пассажиров», – говорит Гусаров.

Ту-154 массово перевозил пассажиров вплоть до кризиса 2008–2009 годов. Он был в парке практически любой крупной российской авиакомпании. Эксплуатировать его было выгодно. «Самолет был дешев в обслуживании, имел нулевую остаточную стоимость, так как был в собственности, и ресурс позволял летать. Однако когда керосин взлетел в цене до небес после кризиса 2008–2009 годов, летать на самолете стало экономически нерентабельно. Он съедает в разы больше топлива, чем современные машины», – говорит собеседник.

Поэтому авиакомпании начали активно избавляться от «тушек», заменяя их на импортные более современные аналоги. Тем более что Ту-154 не мог летать в Европу из-за несоответствия требованиям экологичности.

Но факт остается фактом: «туполь» намного пережил свое время. «Этот самолет вошел в новую эпоху, хотя должен был остаться в прошлом. Это не единственный реактивный самолет, созданный для перевозки пассажиров в СССР. Но именно этот оказался столь удачным. Это главный самолет расцвета советской эпохи. Неслучайно про него сложено много стихов, спето песен и даже сняты фильмы», – говорит Роман Гусаров.

Попытки создать более современную замену Ту-154 на самом деле были. Еще в 1990-е годы для этой задачи был создан Ту-204. Однако этому лайнеру очень не повезло: он взлетел в тот момент, когда экономика России рухнула и следом обвалились авиаперевозки. Мало того, что у авиакомпаний не было денег на покупку новых самолетов, так они им не были нужны. После схлопывания рынка перевозок в парках авиакомпаний оказалось самолетов больше, чем требовалось рынку.

И вплоть до середины 2000-х, вспоминает Гусаров, новые самолеты никто не покупал. «К этому моменту потенциал Ту-204 не был реализован, и стало понятно, что развивать его дальше бессмысленно», – говорит эксперт. Однако создание машины с нуля после долгого перерыва и развала – дело не быстрое и не легкое. Выход перевозчики нашли в покупке импортных самолетов. Это и быстро, и экономически оправданно, да и мода на импорт тогда была, наверное, во всех областях.

Однако, восстановив авиапромышленность после опыта создания самолета «Сухой Суперждет – 100», Россия решилась на создание МС-21. По сути, это и есть современная замена Ту-204 и Ту-154.

«Для понимания: Airbus A320 и Boeing 737 – это поколение самолетов после Ту-154, а МС-21 – это уже следующее поколение после A320 и Boeing 737. Наш лайнер – с технологиями композитного «черного» крыла, которые не используются западными конкурентами», – говорит Гусаров.

Собственно, теперь надежды России на то, что МС-21 не просто повторит историю успеха легендарного Ту-154 и станет самым массовым российским лайнером в следующие десятилетия. Амбиции России выше. МС-21 должен стать одним из лучших самолетов в мире.

«Ту-154 летал не только в социалистические, но и в капиталистические страны. Любопытный факт: даже когда Польша вошла в НАТО, ее президент продолжал летать на Ту-154», – говорит глава «Авиа.ру». Зачем же выбрасывать хорошую машину?

«Поэтому хотелось бы, чтобы МС-21 не только повторил успех советской легенды, но и превзошел его. Потому что он должен быть сертифицирован в Европе, а это откроет мировые рынки.

Понятно, что политика будет мешать и препятствовать. Но мы вполне можем рассчитывать на продажи на рынках третьих стран, если самолет покажет заявленные характеристики, надежность, получит техническую поддержку и будет иметь хорошую цену», – заключает собеседник.

Собственно, главное отличие советской эпохи самолета Ту-154 от текущей эпохи самолета МС-21 в том, что сейчас авиакомпании занимаются только перевозкой пассажиров и оплатой лизинговых счетов. Все остальное, начиная с системы технической поддержки и вплоть до подготовки экипажей, обеспечивают производители. России необходимо обязательно перестроиться в этом плане для успеха проекта МС-21, который бросил вызов двум мировым авиационным гигантам.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей



Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer